Бюджет субъекта Российской Федерации и его роль в социально- экономическом развитии региона
ВВЕДЕНИЕ
Переход к рыночным методам хозяйствования обусловил коренное реформирование всей финансовой системы Российской Федерации и ее основного звена – бюджетной системы.В 1998 году были приняты нормативные документы, регламентирующие экономические отношения всей бюджетной системы страны. К ним следует, в первую очередь, отнести Налоговый и Бюджетный Кодексы Российской Федерации. Кроме того, утверждена концепция реформирования межбюджетных отношений, принят и воплощается в жизнь Закон Российской Федерации «О финансовых основах местного самоуправления».В современном мире происходит регионализация социальных и экономических процессов: задачи по регулированию этих процессов переходят от центральных уровней государственной власти до региональных. Повышается значение бюджетов субъектов Российской Федерации, через которые активно проводится экономическая политика, а область их использования расширяется.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Теоретические аспекты бюджета субъекта Российской Федерации и его роли в социально-экономическом развитии региона
1. Понятие бюджета субъекта Российской Федерации
2. Доходы и расходы бюджета субъекта Российской Федерации
3. Роль бюджета субъекта Российской Федерации в социально-экономическом развитии региона
Анализ бюджета субъекта Российской Федерации (на примере Республики Башкортостан)
1. Анализ бюджета Республики Башкортостан на современном этапе развития экономики
2. Пути восстановления сбалансированности бюджета Республики Башкортостан
Заключение
Список использованных источников
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативные правовые акты
Конституция Российской Федерации: [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11–ФКЗ)] // Российская газета – 2020 – 4 июля – № 144.
Бюджетный Кодекс Российской Федерации: Федеральный закон: [фед. закон от 31 июля 1998 года № 145 – ФЗ, (ред. от 14.04.2023 № 128-ФЗ] // Российская газета. – 2023. – № 42. – Ст. 15.
Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации: федеральный закон от 21 декабря 2021 г. № 414-ФЗ, в ред. от 14 апреля 2023 г. № 129-ФЗ / Собрание законодательства Российской Федерации. – 2021. –27 декабря 2021 г. – № 52 (часть I) ст. 8973.
Монографии, учебники, учебные пособия
Бюджетная система Российской Федерации / Под ред. Романовского М.В., Врублевской О.В. – М.: Юрайт – Издат, 2021. – 73 с.
Васильева Н.В. Публичные доходы в Российской Федерации: финансово-правовой аспект: монография / под ред. Грачевой Е.Ю. – М.: Норма, 2022. – 304 с.
Годин А. М., Максимова Н. С, Подпорина И. В. Бюджетная система Российской Федерации. – М.: «Дашков и К°», 2021. – 568 с.
Домбровский Е.А. Десять шагов к сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации // Финансы и кредит. – 2021. – № 37 (661). – С. 52-61.
Калашников С.А., Гревцова Т.В., Конычева Н.А. Межбюджетные отношения: российские реалии и мировой опыт // Финансы, денежное обращение и кредит. – 2020. – № 158. – С. 27– 31.
Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Арзуманова Л.Л., Артемова Н.М., Ашмарина Е.М. и др.; под ред. Грачевой Е.Ю. М.: Проспект, 2021. – 21 с.
Кузнецова Е. К., Хаиров Б. Г. Государственные и муниципальные финансы. – М.: Прометей, 2020. – 108 c.
Роль бюджета субъекта Российской Федерации в социально-экономическом развитии региона проявляется в их функциях:Закрепление определенного порядка движения финансовых потоков по уровням территориальной организации государства (направления этих потоков, пропорции их разделения, целевого назначении и так далее) и адекватных процедур регулирования возникающих по этому поводу отношений.Выполнение региональными органами власти и управления своих представительных и исполнительских полномочий с соблюдением требований формальной финансовой независимости их политики от вышестоящих уровней. Самообеспечение внутрирегиональных социальных программ, т.е. бюджетное удовлетворение части потребностей населения в определенных жизненных благах и реализация его национально-этнических интересов. Несмотря на все большую самодостаточность населения и коммерциализацию социальной сферы, доля стоимости соответствующих услуг, финансируемых через каналы региональных бюджетов, достигает четверти к сумме доходов населения Российской Федерации (за вычетом налогов).Формирование инфраструктурного каркаса территории как важнейшего исходного условия формирования и поддержания внутрирегиональных связей.Регулирование состояния и использования природно-ресурсного и экологического потенциала (земля, недра, леса, воды, флора и фауна, воздушный бассейн) как естественного базиса существования и развития территории.Стимулирование определенных ценностных региональных ориентиров населения, создание условий для его деловой активности, для структурных преобразований, для инвестиционной привлекательности и т.д. Это вопрос не только потенций территориального развития, но и будущего бюджетно-налогового благополучия [6, c. 568].От того, насколько продуманы и корректно встроены в структуру общегосударственной региональной политики перечисленные функции, во много зависит реальный баланс общегосударственных и региональных интересов, а значит, и целостность государства, стабильность состояния общества.