Бюджет субъекта Российской Федерации и его роль в социально-экономическом развитии региона
ВВЕДЕНИЕ
Кардинальное изменение финансовой системы Российской Федерации, в том числе и бюджетной началось в 1992 году, когда экономика нашей страны от плановой перешла к рыночной.В 1998 году был принят ряд нормативных документов, которые регулируют бюджетную сферу страны. К ним, прежде всего, относятся Налоговый и Бюджетный Кодексы Российской Федерации. Помимо этого, признана система преобразования межбюджетных отношений, утвержден и воплощен в жизнь Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации».Сейчас в мире происходит переход экономических и социальных процессов от государственного уровня на региональный, то есть органы власти субъектов выполняют задачи по их регулированию. Возрастает значимость бюджетов субъектов Российской Федерации, в связи с тем, что увеличивается сфера их деятельности.Бюджетный процесс берет свое начало с деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, задачей которых является финансирование мероприятий государственного, регионального и муниципального значения по регулированию экономики, развитию национальной обороны, охраны окружающей среды, культуры, социальной сферы и так далее.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Теоретические аспекты бюджета субъекта Российской Федерации и его роли в социально-экономическом развитии региона
1. Понятие бюджета субъекта Российской Федерации
2. Доходы и расходы бюджета субъекта Российской Федерации
3. Роль бюджета субъекта Российской Федерации в социально-экономическом развитии региона
Анализ бюджета субъекта Российской Федерации (на примере Республики Башкортостан)
1. Анализ бюджета Республики Башкортостан на современном этапе развития экономики
2. Пути восстановления сбалансированности бюджета Республики Башкортостан
Заключение
Список использованных источников
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативные правовые акты
Конституция Российской Федерации: [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11–ФКЗ)] // Российская газета – 2020 – 4 июля – № 144.
Бюджетный Кодекс Российской Федерации: Федеральный закон: [фед. закон от 31 июля 1998 года № 145 – ФЗ, (ред. от 14.04.2023 № 128-ФЗ] // Российская газета. – 2023. – № 42. – Ст. 15.
Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации: федеральный закон от 21 декабря 2021 г. № 414-ФЗ, в ред. от 14 апреля 2023 г. № 129-ФЗ / Собрание законодательства Российской Федерации. – 2021. –27 декабря 2021 г. – № 52 (часть I) ст. 89.
Монографии, учебники, учебные пособия
Бюджетная система Российской Федерации / Под ред. Романовского М.В., Врублевской О.В. – М.: Юрайт – Издат, 2021. – 73 с.
Васильева Н.В. Публичные доходы в Российской Федерации: финансово-правовой аспект: монография / под ред. Грачевой Е.Ю. – М.: Норма, 2022. – 304 с.
Годин А. М., Максимова Н. С, Подпорина И. В. Бюджетная система Российской Федерации. – М.: «Дашков и К°», 2021. – 568 с.
Домбровский Е.А. Десять шагов к сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации // Финансы и кредит. – 2021. – № 37 (661). – С. 52-61.
Калашников С.А., Гревцова Т.В., Конычева Н.А. Межбюджетные отношения: российские реалии и мировой опыт // Финансы, денежное обращение и кредит. – 2020. – № 158. – С. 27– 31.
Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Арзуманова Л.Л., Артемова Н.М., Ашмарина Е.М. и др.; под ред. Грачевой Е.Ю. М.: Проспект, 2021. – 21 с.
Кузнецова Е. К., Хаиров Б. Г. Государственные и муниципальные финансы. – М.: Прометей, 2020. – 108 c.
Для решения сложившейся проблемы дефицита бюджета Республики Башкортостан целесообразно оптимизировать его расходы. Основными возможными направлениями снижения затрат являются: государственные вопросы, безопасность и правоохранительная деятельность, жилищно-коммунальное хозяйство.Рассматривая вышеперечисленные направления, следует отметить, что снижение затрат на жилищно-коммунальные услуги обусловлено его комплексной реконструкцией согласно проводимой реформой коммунального хозяйства, что даст возможность снизить количество аварий, а, значит, свести к минимуму потери и издержки. Кроме оптимизации затрат, нужно обеспечить самостоятельное развитие этого сектора за счет привлечения частных инвесторов в целях модернизации объектов муниципальной инфраструктуры и роста общей доли рыночных отношений. С помощью данных мероприятия можно будет сократить расходы бюджета.
Но в то же время проблема сокращения и в последствии устранения дефицита бюджета Республики Башкортостан не должна происходить только за счет оптимизации расходов, нужно также увеличивать и доходы бюджета. Для этого нужно совершенствовать налоговую политику данного субъекта.Таким образом, Министерство Республики Башкортостан выделило следующие приоритетные направления развития налоговой политики на период до 2030 года: сохранение таких же результатов в достижении целей и задач, которые были поставлены ранее, предусматривающих повышение эффективности налоговой системы для обеспечения заданных темпов экономического роста, выполнения социальных гарантий, стимулирования инвестиционной и инновационной активности в экономической ситуации, складывающейся на данный момент.На основании налоговой политики республики была выделена главная цель государственной программы – организация работы по повышению качества бюджетного администрирования и совершенствованию налогового законодательства Республики Башкортостан.