Анализ обеспечения экологической безопасности на Демской дистанции ОАО «Российские железные дороги»
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день проблема экологической безопасности очень актуальна по всей стране, особенно в крупных городах Российской Федерации (РФ). Обеспечение и поддержание экологической безопасности является непростой системой и имеет большое количество компонентов. Изменения состояния атмосферного воздуха, почв, атмосферных осадков, природных водных бассейнов, объектов транспортной сети, зданий, зон озеленения, предприятий, занимающихся деятельностью, опасной для окружающей среды являются основными причинами возникновения рисков. Ни одно современное производство не может функционировать без соблюдения норм экологической безопасности.Охрана атмосферного воздуха, рациональное использование водных ресурсов, снижение негативного воздействия на почву, обеспечение соответствия шума и вибрации действующим нормативом - все это является составной частью экологической безопасности. Актуальным является анализ обеспечения экологической безопасности на Дёмской дистанции ОАО «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД»), минимизация негативного воздействия транспортной отрасли на окружающую среду. В связи с этим мной рассматривается тема дипломного проекта «Анализ обеспечения экологической безопасности Дёмской дистанции ОАО «Российские железные дороги»».
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………………... 6
1 Литературный обзор………………………………………………………………. 8
1.1 Железнодорожный транспорт в России…..…………….……..………… 8
1.2 Воздействие железнодорожного транспорта на экосистемы..…….…... 17
2 Исследовательская часть………………………………………………….............. 34
2.1 Характеристика Дёмской дистанции ОАО «Российские железные дороги»………………………………..…………………………………… 34
2.2 Основная деятельность Дёмской дистанции ОАО «Российские железные дороги»………………………………………..……………….. 35
2.3 Оценка воздействия Дёмской дистанции ОАО «Российские железные дороги» на окружающую среду…….......................................................... 39
2.4 Способы обеспечения безопасности на Дёмской дистанции ОАО «Российские железные дороги»…...………………………………. 51
2.5 Мероприятия по предотвращению негативного воздействия Дёмской дистанции ОАО «Российские железные дороги» на окружающую среду и здоровье персонала……………………..……………………….. 54
3 Обсуждение результатов…..…………………………………...…………………. 66
4 Эколого-экономическая часть…………………………………………………..... 70
5 Безопасность жизнедеятельности………………………………………………… 73
Заключение…………………………………………………………………............... 80
Список использованных источников……………………………………………..... 81
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Влияние железнодорожного транспорта на окружающую среду [Электронный ресурс]. - URL:https://otherreferats.allbest.ru/ecology/00132113 _0.html (дата обращения: 02.04.2023).
Роль железных дорог в единой транспортной системе страны [Электронный ресурс]. - URL: https://kazedu.com/referat/100387/1 (дата обращения: 02.04.2023).
Агапова, Т.Н. Специфика и угрозы обеспечения экономической безопасности железнодорожного транспорта / Т.Н. Агапова, И.С. Якшина.//журнал. - 2011. - № 6. - С. 187-191.
Пронин, А.П. Влияние железнодорожного транспорта на окружающую природную среду / А.П. Пронин // Автоматика на транспорте. - 2016. - Т. 2. - № 4. - С. 610-623.
Бобокулов, Ш.У. Снижение масштабов воздействия железнодорожного транспорта / Ш.У. Бобокулов // Современные технологии обеспечения безопасности на железнодорожном транспорте. Сборник статей IV международной студенческой конференции. Воронеж, 2022. - С. 271-277.
Правила перевозок опасных грузов по железным дорогам от 05.04.1996 №15//СЖТ СНГ [Электронный ресурс]. - URL:https://document/cons_doc_ (дата обращения: 02.04.2023).
Богомолов, О.А. Экономика и экология железнодорожного транспорта в современных реалиях / О.А. Богомолов // Вестник евразийской науки. - 2015. - № 1 (6). - С. 16.
Щукин, В.А. Особенности оценки рисков возникновения чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте /В.А. Щукин, Н.Л. Сафонова // Проблемы обеспечения безопасности при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. - 2016. - № 1-2 (5). - С. 112-114.
Савчук, О.Н. Проблемы организации обеспечения безопасности при перевозе аварийно химически опасных веществ железнодорожным транспортом / О.Н. Савчук, П.И. Григорьев, М.В. Сильников, С.И. Шепелюк // Научно-аналитический журнал «Вестник Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России». - 2016. - № 3. - С. 28-32.
По экспертным оценкам специалистов суммарный годовой объем загрязняющих веществ от дизельных установок рефрижераторных секций достигает 4% от общего объема загрязнений.Загрязнение атмосферы выбросами отработанных газов путевых и ремонтных машин, а также автотранспорта определяется расчетным путем на основании данных о количестве сожженного топлива и составляет порядка 0,2% от общего объема выбросов передвижных источников.При торможении подвижного состава происходит запыление приземного слоя атмосферы металлической пылью, образующейся в результате интенсивного стирания чугунных тормозных колодок [39]. Кроме того, при торможении, некоторое количество песка, используемого для усиления сцепления колеса с рельсом, истирается в мелкодисперсную пыль, образующую устойчивое мобильное загрязнение.По приближенным данным, в целом по России, суммарное загрязнение приземного слоя воздуха пылевыми частицами достигает 14,6% от общего объема загрязнений атмосферы передвижными источниками.Кроме того, по сети железных дорог России перемещается порядка 150-180 тыс. вагонов в сутки с пылящими грузами (углем, рудой, минеральными удобрениями, солями и пр.). Потери таких грузов составляют до 2%. Они оседают в почвообразующих слоях, попадают в природные водоемы, содержатся в виде аэрозолей в атмосферном воздухе [24, 39].Стационарные источники - предприятия железнодорожного транспорта, к которым относятся промышленные и отопительные котельные, заводы по ремонту подвижного состава и производству запасных частей, шпалопропиточные и щебеночные заводы, ППС, локомотивные и вагонные депо, пункты подготовки подвижного состава являются наиболее опасными источниками загрязнения воздушного бассейна.По данным отдела охраны природы компании на железнодорожном транспорте насчитывалось около 36000 стационарных источников, выбрасывающих загрязняющие вещества в окружающую среду [40].