Использование межпредметных связей на уроках литературы

Скачать реферат на тему: Использование межпредметных связей на уроках литературы. В котором раскрыты эффективные пути реализации интегрированного подхода на уроках литературы.
Author image
Ekaterina
Тип
Реферат
Дата загрузки
05.01.2025
Объем файла
1052 Кб
Количество страниц
19
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
Бесплатно
Заказать написание авторской работы с гарантией

Введение
Межпредметные связи – это взаимосвязи между различными учебными предметами, посредством которых достигается единство образовательной программы.
Современный опыт преподавания литературы в школе свидетельствует о востребованности межпредметных связей.Ведь литературу нельзя изучать как обычный предмет школьной программы, так как литература – это вид искусства и явление культуры. Понять своеобразие литературы как вида искусства и как явления культуры помогают связи, реализуемые на уроках через её соотнесение с живописью, музыкой, театром, кино, а также с такими предметами, как русский язык, история, обществознание, изобразительное искусство, иностранный язык и даже география.Актуальность темы связана с новыми социальными запросами, предъявляемыми к обучению. Современное общество требует от системы образования формирования высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей явлений и процессов. 

СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………………
Глава 1. Межпредметные связи в обучении литературе………………………...
&1. История возникновения идеи о межпредметных связах...………………….
&2. Межпредметные связи на уроках литературы……………………………….
2.1. Литература и театр…………………………………………………….............
2.2. Литература и живопись……………………………………………………......
2.3. Литература и музыка
Глава 2. Реализация межпредметных связей на уроках литературы……………
&1. Экспериментальное использование межпредметных связей на уроках литературы………………………………………………………………………….
1.1. Констатирующий эксперимент……………………………………………….
1.2. Формирующий эксперимент…………………………………………………..
1.3. Контрольный эксперимент……………………………………………………
Заключение…………………………………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………………..

Список использованной литературы
Аншевица С.Н. Взаимосвязь литературы, живописи и музыки на уроках литературы, 1989
Бернштейн А. Я. Художественные фильмы на уроках литератур, 1967
Булгаков М. А. роман «Мастер и Маргарита», 1940
Браже Т.Г. Интеграция предметов в современной школе, 1996.
Богданова О.Ю., Леонов С.А., Чертов В.Ф. Теория и методика обучения литературе, 2008.
Богданова О.Ю., Леонов С.А., Чертов В.Ф. Методика преподавания, 1999
Колокольцев Е.Н. «…Неразлучимы в России живопись, музыка,
проза, поэзия…»: О классификации средств наглядности в преподавании литературы, 1990
Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения, 1955
Коменский Я.А. «Великая дидактика», 1657
Куприн А.И. повесть «Гранатовый браслет», 1911
Островский А.И. пьесы «Гроза», 1859 и «Бесприданница», 1878
Песталоцци Г.И. «Метод»
Фёдоров А. В. Киноискусство и художественное образование, 2002
Чехов А.П. рассказ «Хамелеон», 1884

Особенность литературы как учебного предмета школьной программы состоит в том, что она обращается не только к разуму, но и к душе учащегося. Родственна ей, конечно, музыка.Использование музыки на уроке литературы создаёт благоприятную эмоциональную атмосферу для восприятия и углубленного понимания литературных произведений и может она звучать на разных этапах урока в зависимости от задачи, которую ставит учитель.При изучении пейзажной лирики, в качестве иллюстрации можно использовать «Времена года» П.И. Чайковского и Вивальди, «Утро» Грига, «Мелодию» Глюка, «Сирень» Рахманинова. А при изучении и стихотворения А.С. Пушкина « Зимнее утро» обязательно надо подготовить восприятие учеников, создать своеобразный психологический настрой на чтение и понимание этого шедевра поэтического мастерства. Для этого нужно прослушать фрагменты музыкальных иллюстраций Г. Свиридова к повести А.С. Пушкина « Метель».Изучая тему родины в лирике, можно слушать фрагменты из   Первого концерта П.И. Чайковского, Второго концерта С.В. Рахманинова, «Богатырской симфонии» А.П. Бородина. Это располагает к   размышлению, активизирует лексику чувств. Школьники понимают, что тема родины нашла воплощение не только в художественном слове, но и в музыке.Эпиграфом к повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет» стала соната Бетховена. Значит, на уроке, посвящённом этому произведению, обязательно должна звучать музыка: это входило в замысел писателя.Также нам известны оперы, написанные на произведения наших классиков. Пушкинские «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» стали операми П.И. Чайковского, Лермонтовки  «Демон» - оперой А.Г. Рубинштейна, Гоголевские «Мёртвые души» - оперой  Р. Щедрина, Толстовский роман «Война и мир» - оперой С.С. Прокофьева. На уроках, посвященных этим произведениям можно обращаться к данному жанру.

Похожие работы