Цифровая грамотность как фактор развития социального капитала

Скачать статью на тему: Цифровая грамотность как фактор развития социального капитала. В которой показана цифровая грамотность. Представлен обзор на социальный капитал.
Author image
Ekaterina
Тип
Статья
Дата загрузки
05.01.2025
Объем файла
81 Кб
Количество страниц
10
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
360 руб.
450 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение

Аннотация. Актуальность данной статьи определяется тем, что социальный капитал, который является предметом исследования автора, в современном обществе рассматривается как важная основа влияния на цифровую грамотность. В статье раскрывается теоретико-методологические проблемы анализа социального капитала и цифровой грамотности. Проведено исследование одного из инструментов измерения социального капитала в современном информационном пространстве. Автором использованы следующие методы исследования: дедукция, индукция, обзор научных публикаций, сравнительный анализ статистических данных, метод описания. В результате проведенного исследования получены следующие выводы: 1) характер цифровизации определяется качеством и количеством накопленного виртуального социального капитала, который выражается и в финансовой грамотности; 2) в обществе, в котором активно пользуются интернетом, создаются условия для роста цифровой и финансовой грамотности; 3) государство либо создает стимулы, либо, ввиду отсутствия адекватных методов регулирования, тормозит процесс финансовой грамотности у населения.

Не найдено

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Берман Н.Д. К вопросу о цифровой грамотности // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). – 2017. – Т. 8. № 6-2. – С. 35–38. DOI: 10.12731/2218-7405-2017-6-2-35-38.
Бороненко Т.А., Кайсина А.В., Федотова В.С. Концептуальная модель понятия цифровой грамотности // Перспективы науки и образования. – 2020. – № 4 (46). – С. 47–73. DOI: 10.32744/ pse.2020.4.4.
Глухов А.П., Бычкова М.Н., Гужова И.В., Окушова Г.А., Стаховская Ю.М. Культура сетевых коммуникаций и цифровая грамотность / науч. ред. А.П. Глухов. Томск: Издательский Дом Томского государственного университета, 2019. – 106 с.
Индикаторы цифровой экономики: 2022: статистический сборник / Г.И. Абдрахманова [и др.]. – М.: НИУВШЭ, 2023. – 332 с.
Исследование аналитического центра НАФИ. Цифровая грамотность россиян: исследование 2022. Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: https://nafi.ru/analytics/tsifrovaya-gramotnost-rossiyanissledovanie-2020 (дата обращения: 12.03.2023).
Ишмуратова Д.Ф. Приоритеты и особенности поведения молодежи в интернете // Современные тенденции развития социальной активности молодежи: монография под общ. Ред. Д.Ф. Ишмуратовой. Уфа: ИСЭИ УФИЦ РАН. 2022. – С.50-90.
Ишмуратова Д.Ф. Цифровая грамотность молодежи: анализ отдельных элементов // Теория и практика общественного развития. – 2022. – № 1. – С.83–86. DOI: 10.24158/tipor.2022.1.12.
Мерзлякова Е.А. Трансформация человеческого капитала в цифровой экономике // Регион: системы, экономика, управление. – 2019. – № 4 (47). – С. 166–171. DOI: 10.22394/1997- 4469-2019-47-4-166-171.
Солдатова Г.У., Рассказова Е.И. Психологические модели цифровой компетентности российских подростков и родителей // Национальный психологический журнал. – 2014. – № 2 (14). – С. 25-31. DOI: 10.11621/npj.2014.0204Шариков А.В. Концепции цифровой грамотности: Российский опыт // Коммуникации. Медиа. Дизайн. – 2018. – Т. 3. № 3. – С.96–112.

В настоящее время отсутствует утверждённая стандартизированная методология расчёта индекса цифровой финансовой грамотности населения со стороны профессиональных международных сообществ. Многие исследователи предлагают свою модель изучения цифровой грамотности. Рассмотрим некоторые из них.Так, Г.У. Солдатова и Е.И. Рассказова предлагают психологическую модель цифровой компетентности, который включает четыре компонента, соответствующих четырем важнейшим сферам жизнедеятельности: информационная и медиа, коммуникативная, техническая и потребительская компетентности [Солдатова,2014, с.25-31]. Модель цифровой грамотности, предложенная А.В. Шариковым, также включает четыре компонента: технико-технологические и содержательно-коммуникативные возможности, а также технико-технологические и социо-психологические угрозы [Шариков, 2018, с.96-112]. В исследовании Е.А. Мерзляковой цифровые компетенции рассматриваются как неотъемлемый элемент современного социального капитала [Мерзлякова, 2019, с.166-171].Наиболее распространенные цели использования Интернета населением позволяют предположить необходимые для этого навыки и знания, входящие в структуру цифровой грамотности. Согласно статистике, в 2020 г. население в возрасте 15–74 лет использовало Интернет в первую очередь для коммуникации: 76,6 % осуществляли с его помощью телефонные или видеозвонки, 75 % – участвовали в социальных сетях, 69 % – общались с помощью систем мгновенного обмена сообщениями [Абдрахманова,2021,с.187]. Также 63,5% населения просматривает новости, осуществляет банковские операции – 57,3% населения и ищет информацию о товарах и услугах с помощью Интернета – 55,9 % населения. 

Похожие работы