История становления российского образования
ВВЕДЕНИЕ
Изучение любого вопроса, любой проблематики неизбежно приводит к изучению истории. Понимание того, как происходило развитие, в чем предпосылки, причины, поводы дает полную картину по любому изучаемому вопросу. Только всестороннее изучение в полном объеме может являться научно-обоснованным.Тема реферата - «История становления российского образования». Тема актульная, так как современное состояние системы образования — есть обощающий результат ее становления. Сегодня, как и всегда образовательные услуги необходимы в качественном формате, выпускники - конкурентоспособными. Опыт обучения и воспитания, организации образовательных процессов прошлых периодов необходимо учитывать для становления правильных ориентиров в настоящем и будущем. Рассмотрение этой темы в полной мере возможно только в контексе общекультурных тенденций внутри страны и на протяжении всей ее истории.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
1. ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ В СРЕДНЕВЕКОВОЙ РУСИ
2. ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ XVI-XVII ВЕКАХ
3.ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ В XVIII ВЕКЕ
ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII века. ЭПОХА ПЕТРА I.
ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII ВЕКА. ЭПОХА ЕКАТЕРИНЫ II.
РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ.
5. РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД
5.1 СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОВЕТСКОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
5.2. ОБРАЗОВАНИЕ В 1960-1980 ГГ.
6. РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД (1990-е – нач. XXI в.) 6.1. РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ.
6.2. РАЗВИТИЕ ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ.
6.3. РАЗВИТИЕ ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
6.4. РАЗВИТИЕ ДУХОВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абдразакова, А. А., Жантуганова А. С., Искакова Р. К. История образования и педагогики // Педагогическое мастерство : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015.-24-28с. . 2. Андреева И.Н., Буторина Т.С., Васильева З.И. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России: учебное пособие для студентов высших педагогических заведений. - 3-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 432 с.
3. Блинов В. М. История воспитания и начального образования в России : учеб.-метод. пособие. – Владимир : Изд-во ВлГУ, 2015. - 112с.
4. Боровенская И. Ю., Бакланова Н. А., Ротова Е. Ю., Котлярова Н. В. История развития образования // Молодой ученый. — 2017. — № 24 (158). — 350-352 c.
5. Булдыгерова Л. Н., Кудинова Н. Т. История России учебное пособие . – Хабаровск Тихоокеанский государственный университет, 2013 – 167 c.
6. Войтеховская М. П. История общего образования в России : Учебное пособие. Часть I. – Томск : Издательство Томского государственного педагогического университета, 2013.
7. Джуринский, А. Н. История российской педагогики: учебное пособие / А. Н. Джуринский. – Южно-Сахалинск: СахГУ, 2010. – 232 с.
8. Днепров Э.Д. Новейшая политическая история российского образования: опыт и уроки. – М.: Мариос, 2011 — 456 с.
9. Кожина, Н. В. Исторические этапы развития образования и педагогики в России / Н. В. Кожина, Г. А. Кленкова, Л. Р. Дойнова. // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, октябрь 2020 г.). — Краснодар : Новация, 2020. - с. 13-16.
В 1802 году создано Министерство просвещения. Основыми принципами российского образования утверждаются: всесословность и преемственность учебных программ. Народное образование состоит из четырех взаимосвязанных ступеней: приходские и уездные училища, гимназии, университеты. Создаются шесть округов по количеству университетов, к каждому университету примыкают средние учебные заведения. Приходские училища (обучение 1 год) — для детей низшего слоя: религиозное воспитание, чтение, письмо, счет, навыки для поступления в уездное училище. Учебники не предусмотрены, а дети разных возрастов объединены в одном классе. Уездные училища (обучение 2 года)— 15 предметов, подготовка в гимназию - для зажиточных крестьян, мелких торговцев, ремесленников. Предметы ведут два педагога, в образовательном процессе присутствуют розги, зубрежка. Гимназии — программа обучения: математический цикл; изящные искусства; естественная история; иностранные языки; цикл философских наук; экономические науки; история и география; музыка, танцы, гимнастика. Учреждены должности классных надзирателей, телесные наказания присутствовали.При Николае I (1825-1855) образование носит более сословный характер: приходские школы для крестьян; уездные училища для детей купцов и ремесленников; гимназии для дворянских детей и детей чиновников. В 1830–1850-х гг. университеты - центры науки, в том числе педагогической, важным этапом является появление кафедр педагогики.В 1860-х гг. реформой образования занимается Н.И. Пирогов, особое место занимают идеи нравственного воспитания. Первая ступень образования – двухлетняя школа: закон Божий, чтение, письмо, счет, ремесленная подготовка. На фундаменте начальной школы - две ветви среднего образования – реальная (техническое образование) и классическая (гуманитарное направление), каждая ветвь состоит из прогимназии и гимназии. Н.И. Пирогов затронул проблемы высшего образования: организация подготовки профессуры и научных работников, автономия университетов, введение публичного конкурса на поступление, уменьшение платы за обучение, семестровой системе обучения и пр.