Мифологема воды и ее воплощение в рассказе В. Варламова «Сплав»

Скачать статью на тему: Мифологема воды и ее воплощение в рассказе В. Варламова «Сплав». В которой показана мифологема.
Author image
Ekaterina
Тип
Статья
Дата загрузки
04.01.2025
Объем файла
35 Кб
Количество страниц
16
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
Бесплатно
Заказать написание авторской работы с гарантией

Введение 

Аннотация. В статье рассмотрена мифологема воды – феномен, ставший популярным в эпоху XX в., укрепившийся в современной литературе. Объект исследования – рассказ Алексея Варламова «Сплав» как репрезентативный текст. Предмет анализа – мифологема «воды», поскольку вода – основной элемент мироздания и древнейший архетип, закрепленный в человеческом сознании. Интерес к данной теме обусловлен и тем, что на границе XX-XXI вв. особенно разнообразны связи художественного слова и неомифологической образности. Развитие культуры, кризисная историческая ситуация побудили мыслителей обратиться к мифопоэтическому творчеству. Исторические события, известные имена мифологизируются, становясь знаками-символами. Миф преображается в элемент массовой культуры, которая в свою очередь популяризует его. Писатель – носитель мифологического сознания, воспринимает мир через призму символического восприятия, художественное произведение обогащается «вечными образами».

Не найдено

Не найдено

Интерес к преданиям архаичной цивилизации не угасает на протяжении многих столетий. Современное состояние мира осуществляет переоценку древних ценностей на новом уровне. Уделяется особое внимание мифу как феномену культуры. Изучение первичных образов в качестве социокультурной реалии тесно переплетается с экзистенциальной потребностью человека в познании и осмысленности окружающей действительности. Сегодня, со стороны культуры интерес к народным сказаниям актуализируется из-за «укоренённости мифа в бытии и признания его универсального, вневременного характера» [7, с. 45].Миф является сложным, многозначным термином. В «Краткой литературной энциклопедии» понятие миф определяется как «создание коллективной общенародной фантазии, обобщённо отражающее действительность в виде чувственно-конкретных персонификаций и одушевлённых существ, которые мыслятся первобытным сознанием вполне реальными…» [1, т. 4]. Проблема взаимодействия мифа и авторского текста является важной составляющей литературоведения. При исследовании беллетристического произведения всё чаще обнаруживается взаимосвязь художественного слова и мифа. Начиная с XX века, природа мифа изучается с различных сторон, разрабатываются научные теории мифологического анализа художественного текста как зарубежными исследователями (Э. Дюркгейм, Л. ЛевиБрюль, Дж. Фрейзер, М. Элиаде, Р. Барт, Э. Кассирер и др.), так и отечественными (О. Фрейденберг, Е. Метелинский, А. Потебня, А. Лосев, Ю. Лотман и др.). Всплеск интереса к феномену мифа характеризуется «ремифологизацией». Этот процесс, в свою очередь, повлек за собой зарождение нового явления в культурном пространстве – неомифологизма [5].  Вхождение мифа в структуру рационального познания связано с тем, что мифология явилась удобным языком для описания модели мира и человека.

Похожие работы