Роль произвольной регуляции и социальной поддержки в психологическом благополучии подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации

Скачать статью на тему: Роль произвольной регуляции и социальной поддержки в психологическом благополучии подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации. В которой показана воспринимаемая социальная поддержка. Представлен обзор на воспринимаемый стресс.
Author image
Ekaterina
Тип
Статья
Дата загрузки
04.01.2025
Объем файла
55 Кб
Количество страниц
16
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
360 руб.
450 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение

Цель. Анализ роли воспринимаемой социальной поддержки и произвольной регуляции в психологическом благополучии подростков-правонарушителей и подростков, проживающих в семьях в социально опасном положении.Процедура и методы. В ходе эмпирического исследования на выборке из 82 подростков мужского пола от 11 до 17 лет проведена диагностика с помощью шкалы воспринимаемой социальной поддержки MSPSS Д. Зимета, шкалы для изучения произвольной регуляции в подростковом возрасте Т.О. Риппинен, шкалы воспринимаемого стресса (ШВС-Д) Б.П. Уайт и многомерной шкалы удовлетворенности жизнью школьников (ШУДЖИ). В ходе обработки результатов использовались корреляционный и регрессионный анализ.

Не найдено

Список литературы 

Арсеньевна Г.Л., Викторовна Д.М. Структура субъективного благополучия и удовлетворенности жизнью в подростковом возрасте // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2019. Т. 8. № 1. C. 38—45. DOI:10.18500/2304-9790-2019-8-1-38-45
Гордеева Т.О., Лункина М.В., Сычев О.А. Источники оптимистического мышления и благополучия подростков // Вопросы психологии. 2018. № 5. C. 13—32.
Ермолаева М.В., Смирнова О.В. Особенности родительского общения как фактор психологического благополучия подростков // Психологическая наука и образование. 2020. Т. 25. № 1. C. 51—62. DOI:10.17759/pse.2020250105
Леонтьев Д.А. Счастье и субъективное благополучие: к конструированию понятийного поля // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2020. № 1 (155). C. 14—37. DOI:10.14515/monitoring.2020.1.02
Лифинцев Д.В., Серых А.Б., Лифинцева А.А. Социальная поддержка как фактор психического благополучия детей и подростков // Национальный психологический журнал. 2016. № 4 (24). C. 71—78. DOI:10.11621/npj.2016.0409
Мачинская Р.И., Захарова М.Н., Ломакин Д.И. Регуляторные системы мозга у подростков с признаками девиантного поведения. Междисциплинарный анализ // Физиология Человека. 2020. Т. 46. № 3. C. 37—55. DOI:10.31857/S0131164620030121
Моросанова В.И., Бондаренко И.Н., Фомина Т.Г. Осознанная саморегуляция и личностно-мотивационные особенности младших подростков с различной динамикой психологического благополучия // Психологическая наука и образование. 2019. Т. 24. № 4. C. 5—21. DOI:10.17759/pse.2019240401
Овчарова Е.В., Полина А.П. Совладающее поведение как фактор поддержания психологического благополучия подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации // Национальная ассоциация ученых. 2020. № 61—4 (61). C. 37—40.

Результаты недавнего систематического обзора более 300 исследований [17] показывают, что произвольная регуляция относится к числу важнейших факторов противоправного и антисоциального поведения. Поведенческие проблемы не только вызывают стресс у подростка, но и ухудшают его отношения со значимыми другими, ослабляя тем самым социальные ресурсы совладания с трудностями. Роль произвольной регуляции особенно важно учитывать в работе с детьми и подростками с трудностями в учебной деятельности и поведении, для которых типичными проблемами являются вызванные различными причинами отклонения в развитии произвольной сферы [6; 10].Роль этих ресурсов благополучия может быть связана с тем, что они помогают подросткам совладать с трудными жизненными ситуациями и вызванными ими стрессом. Такое предположение выглядит особенно уместно в отношении социальной поддержки: известно, что использование социальной поддержки рассматривается в качестве одной из конструктивных стратегий совладания [9]. Произвольная регуляция имеет большое значение для активного, деятельного совладания со стрессом, позволяя подростку заставить себя выполнять те необходимые действия, которые не приносят непосредственного улучшения эмоционального состояния, но помогают в преодолении трудностей и достижении долгосрочных целей.Исследование этих факторов психологического благополучия представляет особый интерес на примере подростков, проживающих в семье в социально опасном положении и правонарушителей. Они по определению находятся в непростых жизненных ситуациях и, по всей видимости, чаще обычных подростков сталкиваются с объективно сложными проблемами, которые невозможно решить самостоятельно, переживая в связи с этим высокий уровень стресса. При этом можно предполагать, что, по крайней мере, некоторые из подростков этих категорий испытывают дефицит социальной поддержки (ввиду неблагополучия семьи и отношений с родителями) и (или) произвольной регуляции поведения вследствие педагогической запущенности, либо проблем органического характера.

Похожие работы