Женские персонажи в современных народных устных народных суеверных рассказах лингвистический и мифологический аспекты темы
Введение
Демонологические представления – важная часть классической актуальной современной мифологии, существующая в разных культурах. Однако целостного исследования женских персонажей русской народной демонологии на данный момент в науке еще нет. Поэтому актуальность нашего исследования заключается в том, чтобы создать единое, не предусматривающее региональный аспект, исследование женских мифологических образов.В современной российской фольклористике принято говорить о так называемой “высшей” и “низшей” мифологии”. Высшая мифология – это представители христианского пантеона, получившие своё переосмысление в фольклоре. В фольклор эти христианские персонажи вошли через Библию, жития, апокрифы и стали героями жанра легенды. В сознании человека локализация таких героев размыта, они мыслятся как живущие вне конкретного пространства и исторического времени. Кроме них принято говорить о “низшей” мифологии («нечисти»), которая непосредственно «живёт» вокруг человека и способна влиять на его хозяйство, жизнь, здоровье. Эти персонажи связаны с архаичным мифологическим мышлением, а в фольклоре они являются героями жанра быличка. Все они привязаны к природным локуса и, по народным представлениям имеют четкую локализацию (дом, лес, поле, водоемы).
Оглавление
Введение
ГЛАВА I. Народная демонология как раздел русской мифологии
1.1 Изучение русской демонологии в отечественной фольклористике
1.2. Классификация персонажей народной демонологии
ГЛАВА II. Женские персонажи славянской народной демонологии
2.1 Русалка
2.2 Кикимора
2.3 Полудница
Заключение
Список литературы
Список литературы
Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. – Т. 1 – 3. М.: Изд-во В. Секачёв, 2021. 1215с.
Афанасьев А.Н. Происхождение мифа. М.: Изд-во «Индрик», 1996. 638с.
Виноградова Л.Н. Народная демонология и мифо-ритуальная традиция славян. Российская академия наук Институт славяноведения. М: Индрик. 2000. 432с.
Голубкова О.В. Актуализация образа кикиморы в народных верованиях и «маскарадах» у русских в западной Сибири. [Электронный ресурс] // Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_42196286_83425424.pdf.
Даль В.И. О повериях, суевериях и предрассудках русского народа. СПб.: Изд-во «Литера», 1994. 480с.
Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля. – Т.2. СПб., М.: Изд-во товарищества М.О. Вольф: [Электронный ресурс] // Президентская библиотека им. Б. Н. Ельцина. URL: https://www.prlib.ru/item/457655. С. 706.
Дынин В.И. Образ русалки в южнорусской мифологии: [Электронный ресурс] // Научная электронная библиотека «КиберЛенинка». URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obraz-rusalki-v-yuzhnorusskoy-mifologii/viewer.
Журнал «Живая старина»: [Электронный ресурс] // Центр русского фольклора ГРДТН им. В.Д. Поленова. URL: http://www.folkcentr.ru/production/zhurnal-zhivaya-starina/arxiv-nomerov/.
Зеленин Д.К. Очерки русской мифологии: умершие неестественной смертью и русалки. Российская академия наук Институт славяноведения и балканистики. М.: Изд-во «Индрик», 1995. 432с.
Калитеевская И. Какими были русские русалки. Левкиевская Е.Е.: [Электронный ресурс] // Arzamas.academy. URL: https://arzamas.academy/materials/129.
Максимов С.В. Куль хлеба. Нечистая, неведомая и крестная сила. – Смоленск: «Русич», 1995. 672с.
Славянская мифология. Энциклопедический словарь. Под ред. В.Я. Петрухина, Т.А. Агапкина, Л.Н. Виноградовой, С.М. Толстой. М.: Изд-во «Эллис Лак», 1995. С. 337.
Чулков М.Д. Словарь русских суеверий. СПб., 1782. 282 с.
В настоящее время сбор устного материала, связанного с персонажами народной демонологии, осуществляется по анкете, разработанной Институтом славяноведения и балканистики. Л.Н. Виноградова предложила наиболее приемлемый способ научного описания любого суеверного персонажа, который позволяет распределить героев мифологии по определенным признакам (1.название, 2.ипостаси, 3.внешний облик, 4.атрибуты и спутники, 5.взаимоотношения с персонажами своей группы или чужаками, 6.генезис, 7.локус, 8.время появления, активизации и исчезновения, 9.свойства, способности или пристрастия, 10.характерные занятия, действия, привычки, 11.функции и предикаты, 12.объекты, адресаты, реципиенты, 13.модусы, 14.контакты с человеком, 15.основные мотивы, 16.характеристики жанровых источников) . Эти признаки могут быть сгруппированы в три категории: субъект в его статике, признаки деятельности персонажей и объект действия. Такая анкета позволяет дать универсальный, но достаточно ограниченный набор признаков, характеризующих мифических персонажей, по которым можно идентифицировать любую нечисть и божество.
Однако не всех персонажей можно полностью классифицировать по данной анкете. К народной демонологии не имеют отношения сказочные персонажи (Баба Яга, Змей Горыныч), персонифицированные названия различных абстрактны х понятий (Доля, Горе, Лихо и др.) (славянская мифология…). Мы отделяем народных суеверных персонажей от научно недоказанных и псевдонаучных «персонажей», которые часто упоминаются на интернет-ресурсах, в художественной литературе, являются авторским вымыслом.