Тематическое своеобразие прозы Н. Калитина

Скачать реферат на тему: Тематическое своеобразие прозы Н. Калитина. В котором раскрыт теоретический материал, касающийся изучения понятия «тема», «мотив», «образ» в отечественном литературоведении.
Author image
Ekaterina
Тип
Реферат
Дата загрузки
03.01.2025
Объем файла
66 Кб
Количество страниц
29
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
400 руб.
500 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

На сегодняшний день внимание к национальной литературе крайне важно в связи с тем, что она является одним из источников изучения культуры и мировоззрения отдельной нации. В особенности большой интерес вызывает литература малочисленных народов, в том числе эвенкийская. Эвенкийские писатели в своих произведениях основываются на бытовой сюжет, где в полной мере раскрывают традиционный образ жизни коренного народа, его быт, культуру, фольклор, что придает их творчеству свою неповторимую особенность. Актуальность выбранной темы исследования обусловлена необходимостью осмысления идейно-тематических поисков одного из ярких представителей эвенкийской литературы Н.Р. Калитина, что позволит обогатить представление об особенностях авторской художественной литературы эвенков на русском языке. Николай Романович Калитин (род. 1 июня 1940) — эвенкийский поэт, прозаик, литературный критик. Член Союза писателей России с 1994 года. Заместитель председателя правления Союза писателей Якутии, Почётный гражданин Хангаласского улуса Якутии. Он родился в семье охотников-оленеводов на реке Буотама Хангаласского улуса. Н.Р. Калитин окончил Литературный институт имени А.М. Горького и стал профессиональным писателем. В своих произведениях он раскрывает многие грани национального характера, описывает культуру и быт своих земляков, а также создал множество запоминающихся персонажей северных жителей.

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ПОНЯТИЕ «ТЕМА» В ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИИ
2.КЛЮЧЕВЫЕ ТЕМЫ ПРОЗЫ Н.Р. КАЛИТИНА
2.1. Анализ рассказа «Занос»
Анализ рассказа «Булчут»
2.3 Анализ рассказа «Осургинат»
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Абрамович Г.Л. Введение в литературоведение. / Абрамович Г.Л. – М., 1970. 122 с.
Аргунова К.В. и Сорова И.Н. «Эвенкийские слова и слова эвенкийского происхождения в прозе Николая Калитина». – 2016. № 3. С.1-3.
Бутиков Е.И., Быков А.А., Кондратьев А.С. Физика для поступающих в вузы / - 4. изд., стер. - СПб. : Лань, 1999. - 637 сВалгина Н.С. – Теория текста. – Учебное пособие – М.: Логос, 2003 – 280 с.
Веселовский А.Н. Историческая поэтика / А.Н. Веселовский.– М.: Высшая школа, 1989. – 648 с.
(Веселовский А.Н. О методе и задачах истории литературы как науки (1870)Веселовский А.Н. Определение поэзии // Веселовский А.Н. Избранное: Историческая поэтика. М.: РОССПЭН, 2006. С. 81–170.
Веселовский А.Н. Поэтика сюжетов // Веселовский А.Н. Избранное: Историческая поэтика. М.: РОССПЭН, 2006. С. 535–670.
Воронина А.А. Экологическое сознание эвенков в обычаях. – 2011. №32. [Электронный ресурс] URL: https://www.pribaikal.ru/more/article/11954.html (10.06.2023)
Волков, И. Ф. Теория литературы. М., 1995. С. 75
Виноградов В.В. – О языке художественной литературы. – М., 1959.-с.157.
Есин. А.Б. Принципы и приёмы анализа литературного произведения / Есин А.Б. – М.: Флинта,1999. – 248 с.
Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. М.: Русский язык, 2000. Т. 2: П – Я. 1088 с. (Б-ка словарей рус. яз.)
Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика / В.М. Жирмунский. – М.: Наука, 1977. – 407 с.
Зотова Н.В. Репрезентация эмоций в художественном тексте (на материале произведений эвенкийского писателя Н. Калитина) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 10 (64). Ч. 1. С. 76-79.
Калитин Н.Р. Божий Север. (на русском языке) Якутск: Медиа-холдинг «Якутия», 2017. – С. 506.
Калитин Н.Р. Булчут: рассказы – кэпсээннэр (на русском и якутском языках). Якутск: Полиграфист, 1991. 60 с.
Калитин Н.Р. Томмоо. – Якутск: Бичик, 2012. – 160 с.

Валгина Н.С. в своем учебном пособии  «Теория текста» при разграничении типов художественных образов предлагает отталкиваться от самого процесса его создания –  т.е.  проследить  «последовательность  восхождения  от  конкретного  смысла  к отвлеченному,  обобщенному» [Валгина, 2003. С. 93].  В зависимости   этой  ступенчатости  Н.С. Валгина  предлагает отличать  следующую типологию:  образ-индикатор  (использование  буквального,  прямого    значения      слова);    образ-троп    (переносное      значение);    образ-символ (обобщенное  значение  на   базе  частных   переносных) [Валгина, 2003. С. 93].Касательно об образности В.В. Виноградов пишет: «Образность – это весь лексический строй литературного произведения… Содержание заключено в слове и постигается в нем, а не иллюстрируется лишь словом, как это чаще всего бывает при литературоведческом анализе образа автора и образов персонажей» [Виноградов, 1959. С. 157].Принимая во внимание вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что, если под  «темой  мы  будем  понимать  объект  художественного  отражения,  те жизненные характеры и ситуации, которые  как  бы  переходят  из  реальной  действительности  в художественное  произведение  и  образуют  объективную  сторону  его  содержания» (Есин, 1999. С.22). То важно учитывать понятие образа, как одного из способов авторского субъективного отражения художественной действительности изображаемого. Исходя из приведенных выше определений термина «темы», мы можем сделать вывод о том, что достаточно сложно установить наиболее точную формулировку данного термина. Итак, Г.Л. Абрамович, советский филолог, литературовед, педагог, связывает тему с общественной проблемой, поставленную в произведении; А.Н. Веселовский воспринимает тему как часть сюжета, которая состоит из разных мотивов; далее  Б.В.Томашевский считает, что «тема» это единство, состоящая из разных отдельных элементов произведения; а А.Б.Есин считает, что «тема» - это «объект художественного отражения, которые  как  бы  переходят  из  реальной  действительности  в художественное  произведение  и  образуют  объективную  сторону  его  содержания» (Есин, 1999. С.22). Таким образом, мы приходим к выводу, что само понятие тема – многоаспектное. Хоть и на первый взгляд, термин может показаться простым, но выделить одну общую предельно трудно и эта проблема остается до сих пор актуальным.

Похожие работы