Изменения в быту и этикете высшего общества в царствования Елизаветы Петровны и Екатерины II сравнительный анализ

Скачать дипломную работу на тему: Изменения в быту и этикете высшего общества в царствования Елизаветы Петровны и Екатерины II сравнительный анализ. В которой определены изменения этикета в придворной жизни в период Екатерины II. Изучен придворный этикет и церемониал при Елизавете Петровне.
Author image
Ekaterina
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
03.01.2025
Объем файла
135 Кб
Количество страниц
62
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2000 руб.
2500 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение
История быта и этикета на сегодняшний день является одним из наиболее востребованных направлений в современной исторической науке. Изучение повседневной жизни отдельных слоёв общества, в том числе изменений, происходивших в этикете и образе жизни различных сословий, помогает наиболее ярко раскрыть влияние той или иной политики, проводившихся преобразований, на жизнь общества. Особый интерес вызывает исследование дворянского быта, поскольку именно дворянское сословие было на вершине социальной иерархии Российской империи и мобильнее всех реагировало на общеполитическую ситуацию. Актуальность исследования изменений в быту и этикете высшего общества в царствования Елизаветы Петровны и Екатерины II обусловлена с точки зрения анализа всего комплекса социальных преобразований Российской империи середины и конца XVIII века.Теоретическую базу курсовой работы составляет совокупность трудов дореволюционных, советских, современных отечественных учёных.
 

Содержание:
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Досуг и быт высшего общества в период правления Елизаветы Петровны…………………………………………………………………………11
Изменения в образе жизни дворян при Елизавете Петровне……11
Придворный этикет и церемониал при Елизавете Петровне……23
Глава 2. Увеличение значения этикета. Императорский двор в период правления Екатерины II…………………………………………………………37
2.1. Изменения этикета в придворной жизни в период Екатерины II..37
2.2. Быт екатерининского высшего общества…………………………44
Глава 3. Возможности использования материалов исследования в средней школе……………………………………………………………………53
3.1. Общая характеристика отражения темы в школьном курсе изучения истории ………………………………………………………………..53
3.2. Методическая разработка по теме урока…………………………...57
Заключение……………………………………………………………….60
Список использованных источников…………………………………63

Список используемых источников:
Источники:
Вольтер. Собрание сочинений, т.1 / Вольтер. Собрание сочинений, тт. 1–3. М., 1998. – 2064 с.
Галахов А.Д. «Из записок человека» –М.: Новое литературное обозрение, 1999.
Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства / отв. ред. Е. И. Индова // Российское законодательство X – XX вв.: в 9 т. Т.5. Законодательство периода расцвета абсолютизма. – М., Юридическая литература, 1987. – С. 23 с.
Дворянская империя XVIII века: (основные законодательные акты) [Сборник документов] / Сост. М. Т. Белявский. – М.: Изд-во Московского университета, 1960. – 224 с.
Екатерина II Великая, Переписка Российской императрицы Екатерины второй с г. Вольтером, с 1763 по 1778 год: документально-художественная литература / Екатерина II Великая, Вольтер; пер. М. Антоновский. – Санкт-Петербург: Тип. Имп. Акад. наук, 1802. – Ч. 2. – 219 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=71532 (дата обращения: 01.04.2023). – ISBN 9785998991202. – Текст: электронный.
Инструкция Екатерины Великой, данная князю Н.И. Салтыкову, при назначении его к воспитанию Вели-ких Князей Александра и Константина Павловичей // Vostlit.info.[электронный ресурс] Режим доступа: http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Russ/XVIII/EkaterinaII/ZCVVUZ/1/t ext.htm (дата обращения 25.04.2019)
Историко-культурный стандарт [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://school.historians.ru/wp-content/uploads/2013/08/., свободный (дата обращения: 25.05.2023)
История России: конец XVII-XVIII в. 8 кл.: учебник / И. Л. Анд-реев, Л. М. Ляшенко, И. В. Амосова, И. А. Артасов, И. Н. Фёдоров. М.: Дрофа, 2016. - 219, [5] с.: ил., карт.
История России. 8 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч.1 / [Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, и. В. Курукин, А.Я. Токарева]; под ред. А. В. Торкунова. - М.: Просвещение, 2016. - 111 с.: ил., карт.

С 1750 года театральная труппа воспитанников Шляхетского кадетского корпуса, состоявшая из членов Кружка любителей российской словесности, которым руководил кадет А. П. Сумароков, с успехом выступала при Дворе. Увлечение Елизаветы кадетскими спектаклями и самими кадетами невольно способствовало зарождению профессионального театра в России. 30 августа 1756 г. императрица подписала указ об учреждении «Русского для представления трагедий и комедий публичного театра», положивший начало театру как государственному учреждению.Елизавета лично заботилась об организации театрального представления и о том, чтобы они посещались публикой. Для привлечения зрителей императрица приказала пускать на спектакли «обоего пола знатное купечество, только бы одеты были не гнусно» . При отсутствии на спектакле кого-либо из придворных дам Елизавета распоряжалась «послать от Высочайшей своей персоны спросить: не забыли они, что сей назначенный день будет комедия?». Подобный вопрос означал категорический приказ прийти на комедию. Сама государыня могла часами и днями не покидать представления, доводя до изнеможения свой Двор тем, что вновь и вновь требовала повторения полюбившихся ей пьес.Личные пристрастия Елизаветы к музыке и пению способствовали развитию музыкальной культуры в России. По мнению историков русской музыки, Елизавета, несомненно, обладала музыкальными способностями, слухом и голосом, и, кроме того, была автором двух народных песен и нескольких городских романсов, весьма популярных в XVIII в. В молодости цесаревна пела в церковном хоре. Вступив на трон, Елизавета особое внимание уделяла оркестру придворной капеллы. Музыка была непременным фоном праздников и увеселений всех жанров. Праздничные обеды и ужины сопровождались приятной для уха и пищеварения музыкой придворного оркестра и капеллы, а также музыкантов и певцов Шляхетского корпуса, моряков и полковых музыкантов.  Существовал четкий график, по которому вся «музыкальная жизнь» Двора была расписана по дням: «Отныне впредь при дворе каждой недели после полудня быть музыке: по понедельникам - танцевальной, по средам - итальянской, а по вторникам и пятницам, по прежнему указу, быть комедиям».