Профессиональное самоопределение учащейся молодёжи на основе технологии геймификации
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время одним из приоритетных направлений молодежной политики РФ, в соответствии с Федеральным законом «О молодежной политике», является обеспечение гарантий в сфере труда и занятости молодежи, содействие трудоустройству молодых граждан, в том числе посредством студенческих отрядов, профессиональному развитию молодых специалистов, в том числе и профессиональному самоопределению учащейся молодёжи.Лишь около трети подростков (31%) в возрасте от 14 до 17 лет твердо определились с выбором будущей профессии, показало исследование аналитического центра НАФИ. Большинство выпускников 2021 г. и ближайших лет рассматривают несколько вариантов профессионального развития – таких 54%. Не определились с выбором 15% опрошенных. Более половины из тех, кто в той или иной степени принял решение (53%), считают, что школа не помогла им сделать этот выбор, 23% затруднились ответить.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………….…………………...….…………………. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЁЖИ НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИИ ГЕЙМИФИКАЦИИ………………………………………. 8
1.1. Сущность, компоненты и факторы профессионального самоопределения учащейся молодежи……………………………………... 8
1.2. Технология геймификации в профессиональном самоопределении учащейся молодёжи: виды и приёмы………………………………………. 14
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ……………...……………………………………… 22
ГЛАВА 2. ОПЫТНО–ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЁЖИ НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИИ ГЕЙМИФИКАЦИИ……… 24
2.1. Характеристика инструментария и процедуры исследования.............. 24
2.2. Программа профессионального самоопределения учащейся молодёжи на основе технологии геймификации «Буду в будущем» ……. 25
2.3. Апробирование и оценка эффективности программы профессионального самоопределения учащейся молодёжи «Буду в будущем…» на основе технологии геймификации……………………….. 36
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ……..….….……………………..………………… 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.………….……………………………………………….….. 53
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……...………………...……………… 56
ПРИЛОЖЕНИЯ……………….………………………………..…………….. 62
Список литературы
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2021 N 273–ФЗ
Аетдинова Р.Р., Алексеева А.З., Соломонова Г.С., ГЕЙМИФИКАЦИЯ В ОБРАЗОВАНИИ // Педагогика. Психология. Философия. 2021. №4 (24). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/geymifikatsiya-v-obrazovanii-3 (дата обращения: 15.12.2022).
Боликова Л.Ю., Полищук Е.А. Организация профессионального самоопределения обучающихся подросткового возраста в общеобразовательной школе В сборнике: Воспитание в современных условиях: региональный аспект / Сборник научных статей по материалам Всероссийской научно–практической конференции. Под редакцией М А. Лыгиной, О.А. Логиновой, Л.Ю. Боликовой. 2018. С. 33–36.
Болучевская В. В. Профессиональное самоопределение будущих специалистов помогающих профессий / В. В. Болучевская. – Волгоград: Волгоградский государственный медицинский университет, 2010. – 264 с. – ISBN 978–5–9652–0115–0.
Буров К.С. Содержание взаимодействия субъектов профориентационной деятельности. / К.С. Буров // Вестник ЮУрГУ. Сер. «Образование. Педагогические науки». –2014. – Т. 6. – № 4. – С. 33–40.
Быкадырова Е.С. Геймификация в образовании // Современные научные исследования и разработки. 2018. № 12 (29). С. 178–180.
Быховский Я.С. Образовательные веб–квесты // Материалы международной конференции "Информационные технологии в образовании. ИТО–99". – http://ito.bitpro.ru/1999
Валеева Р.Р. История метода геймификации / Р.Р. Валеева, М.А. Васильева // Целевая подготовка кадров: направления, технологии и эффективность: материалы Международной научно–практической конференции. Казань: Изд–во КНИТУ КАИ, 2019. С. 29–31.
Вебер М. Избранные произведения / М. Вебер. – М.: Прогресс, 1990. – 808 с.
На вопрос, почему участники не смогли определиться с профессией, ответы были примерно одинаковые в двух опросах: неполное понимание возможностей или сложность выбора из нескольких вариантов. Это связано с тем, что полностью проанализировать свои интересы и возможности в формате двух лекций и профессиональных проб практически невозможно. Совместно с участниками для решения данной проблемы мы составили план трех действий на ближайшее время, которые помогут им сделать маленький шаг на пути к большой цели.Следующий вопрос: что участники знают о будущей профессии? Критерии знаний о будущей профессии следующие: предмет, содержание, условия труда, профессионально важные качества, где можно получить профессию, спрос на рынке труда. Этот вопрос поможет нам понять, как мы смогли раскрыть содержание профессионального самоопределения.В ходе реализации программы профессионального самоопределения на основе геймификации «Буду в будущем…» при выборе отрасли работы в лагере участники составляли профессиограмму. Профессиограмма – система признаков, раскрывающая специфику профессионального труда и требования, которые предъявляются к специалисту. Она включает в себя описание производственно-технических, социально-экономических условий трудовой деятельности, а также психофизиологических требований, предъявляемых профессией к человеку.По результатам проведённого исследования видно, что процент участников, которые имеют больше знаний о профессиях, выше после реализации проекта (рис. 3). Участникам все еще трудно определять предмет, содержание и условия труда, потому что найти в интернете информацию было практически невозможно из-за того, что лагерь был организован в населённом пункте без связи. По приезде домой участники просмотрели все выбранные профессии и позже отразили результаты в профессиограмме, но в устном опросе после реализации проекта они отметили, что не могут быть уверены, что со временем данный критерий не изменится.