Сравнительный анализ показателей уровня субъективного контроля среди школьников и студентов
Аннотация. В статье представлены результаты сравнительного анализа показателей уровня субъективного контроля среди школьников и студентов, проведено сравнение результатов типов интернальности и экстернальности и их развития в школьном и юношеском возрасте.
Ключевые слова: уровень субъективного контроля, экстернальность, интернальность, школьники, студенты.
Список литературы
1. Крюкова Т. Л. Социально-психологические ресурсы совладания : семейная история и значимые предки / Т. Л. Крюкова, Е. А. Петрова // Совладающее поведение : современное состояние и перспективы / под ред. А. Л. Журавлева, Т. Л. Крюковой, Е. А. Сергиенко. – Москва : Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. – С. 455–470.
2. Шубникова Е. Г. Копинг-превенция зависимого поведения детей и подростков / Е. Г. Шубникова // Вопросы психического здоровья детей и подростков. – 2017. – № S2. – С. 273–274.
3. Шубникова Е. Г. Педагогическая профилактика зависимого поведения подростков / Е. Г. Шубникова // Педагогика. – 2016. – № 7. – С. 75–81.
Изучением уровня субъективного контроля занимался американский психолог, который являлся автором данного понятия, а также автором теории социального научения и теории локуса контроля Джулиан Роттер. Под уровнем субъективного контроля (УСК) понимается характеристика личности, отвечающая за степень ответственности человека за события, которые с ним происходят. Степень ответственности имеет 2 типа – экстернальный (внешний контроль) и интернальный (внутренний контроль).
Наше исследование заключается в изучении уровня субъективного контроля у школьников и студентов. Для диагностики была использована методика «Уровень субъективного контроля» (УСК), авторами которой являются Е. Ф. Бажин, Е. А. Голынкина и Л. М. Эткинд.
Экспериментальная работа была проведена с 25 учащимися 9 Б класса на базе МБОУ «СОШ № 39» г. Чебоксары, а также со студентами 1 курса психолого-педагогического факультета в количестве 25 человек.
Результаты исследования 25 учащихся 9 Б класса по методике УСК представлены в таблице 1.