Феномен старчества в истории русской православной церкви синодального периода
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Святоотеческая литература была главным питательным источником русской культуры. Русская православная культура сделала монашеский идеал центром своей жизни и самосознания.
Сегодняшнее время - это эпоха информационной революции и качественно новых технологий, эпоха новой морали. Можно сказать, что в этой новой системе ценностей есть понятие только человеческих прав и свобод, порой исключающих духовное начало, нравственные понятия милосердия, мужества, веры и верности. В этой связи, изучение феномена старческого руководства делает рассматриваемую проблему своевременной и значимой для жизни современного российского общества.
Советы и наставления старцев способствовали духовному возрождению русского народа и стали для многих основой жизни в Боге, люди всех званий и возрастов, ?всякого умственного и нравственного развития? прибегают к этому ?источнику духовной мудрости?, в основе которого лежит весь двухтысячелетний опыт Церкви.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ СТАРЧЕСТВА В РОССИИ 13
1.1. Появление и развитие старчества в России 13
1.2. Православные русские монастыри как основные центры старческого окормления в синодальный период Русской Православной Церкви 17
Глава 2. СУЩНОСТЬ И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ СТАРЧЕСТВА 21
2.1. Сущность и значение старчества в духовной жизни русского общества 21
2.2. Отдельные примеры духовного подвижничества среди старцев 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Источники
Беседы; Келейные записки; Духовные стихотворения; Воспоминания; Письма; "Венок на могилу Батюшки" / Преп. Варсонофий Оптинский. Козельск: Свято-Введенская Оптина пустынь, 2005. 688 с.
Благословенная Оптина: воспоминания паломников об обители и ее старцах. / сост. Е.В. Помельцовой. М.: Отчий дом, 1998. 301 с.
Всероссийский Церковный Поместный собор (Священный Собор). 1917-1918. // ГАРФ, ф. Р-3431, он. 1, д. 138, лл. 2-9об.
Дневник последнего старца Оптиной Пустыни иеромонаха Никона (Беляева). СПб.: Сатисъ, 1994. 304 с.
К батюшке Серафиму: воспоминания паломников в Саров и Дивеево (1823-1927) / ред. Т.С. Москвина. М.: Отчий дом, 2007. 661 с.
Летопись Псково-Печерского монастыря, или Исторические сказания о Свято-Успенской Псково-Печерской обители и ее святых: (С прибавлением службы им в Неделю 4-ю по Пятидесятнице) / сост. Ю.Г. Малков. М.: Дон. монастырь: ТОО "Светлячок", 1993. 204 с.
Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря / Сост. Серафим (Чичагов), архимандрит. 2-е изд. СПб.: Типография Стасюлевича, 1903. 868 с.
Летопись скита Оптиной пустыни. 1820-1918 гг. // ОР РГБ, ф. 214, Опт.-359-368.
Определение Священного Собора Православной Российской Церкви о монастырях и монашествующих. 31 августа (13 сентября) 1918 г. // Собрание определений и постановлений Священного Собора Православной Российской Церкви. Вып. 4. М., 1918. С. 34.
Письма к разным лицам игумена Антония, бывшего настоятеля Малоярославского Николаевского монастыря. / Изд. Введен. Оптиной пустыни. Москва: Синод. тип., 1869. 424 с.
Постановления Наркомюста от 14 августа 1919 г. ?Об организационном вскрытии мощей? и от 25 августа 1920 г. ?О ликвидации мощей во всероссийском масштабе? // Собрание узаконений и распоряжений Рабоче-крестьянского правительства. М., 1920. № 73. Ст. 336. С. 353-354.
Становление института старчества в обители тесно связано с отцом Леонидом (Наголкиным), заложившим в пустыни краеугольный камень старчества. Если старцы Паисий Величковский, Василий Кишкин духовно окормляли почти исключительно монастырских насельников, и главной их заботой было духовное воспитание иночества, то отец Леонид распространил старчество на внешний мир, сделав доступным для всех людей, ищущих духовной помощи и совета. Таким образом, подвиги старца Леонида положили начало новой эпохе в истории старчества. Его труды способствовали превращению Оптиной пустыни в духовный центр России, куда устремлялось множество людей, чтобы получить помощь и духовный совет по многим вопросам христианской жизни.
Благодаря оптинским старцам многие русские писатели, поэты и мыслители сумели проникнуться аскетическим духом христианства.