Развитие конкурентного потенциала республики беларусь в составе региональных интеграционных объединений
ВВЕДЕНИЕ
Более чем двухсотлетняя восточно-европейская история нашей страны во многом определяет интересы, ценности и ориентации суверенной Республики Беларусь – ее участия в интеграционных объединениях СНГ, Союзного государства, ЕАЭС, ОДКБ, «Восточного партнерства» и других. В этом плане важно знать, насколько полезно участие Беларуси в конкретных интеграционных объединениях, насколько оно необходимо, ибо любая интеграция или тесное сотрудничество должны рассматриваться как возможность, как инструмент улучшения жизни людей.
С другой стороны, для полноценного интеграционного взаимодействия не менее важны материальные и духовно-цивилизационные возможности, интеграционная привлекательность нашей страны для других участников этого процесса. Причем возможности реализации национальных интересов Беларуси посредством социально-экономической и политической интеграции следует рассматривать в неразрывной связи с необходимостью сохранения государственного суверенитета.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ИНТЕГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ 5
1.1. Содружество независимых государств и Республика Беларусь 5
1.2. Союзное государство Беларуси и России 9
1.3 Организация договора о коллективной безопасности 16
АНАЛИЗ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РАЗЛИЧНЫХ СФЕРАХ 22
2.1. Трансграничные денежные переводы физических лиц в странах ЕАЭС 22
2.2. Развитие регулирования в сфере платежных средств на основе цифровых технологий в странах ЕАЭС 25
2.3 Анализ интеграции Республики Беларусь с государствами СНГ 30
ИНТЕГРАЦИЯ ПОСТСОВЕТСКИХ ГОСУДАРСТВ: ВОЗМОЖНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ 34
3.1 Белорусско-российская интеграция: этапы и перспективы развития 34
3.2 Перспективы постсоветской интеграции и СНГ 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Лукашенко А.Г. Внешняя политика Республики Беларусь в новом мире: доклад на совещании с руководителями загранучреждений // Советская Белоруссия. – 2004. – 23 июля
Кебич, В. Ф. Беловежский гамбит / В. Ф. Кебич. – Минск : Торгово-финансовый союз «БТФС», 2013. – С. 301-305.
Назарбаев, Н. Евразийский Союз: от идеи к истории будущего [Электронный ресурс] / Н. Назарбаев // Известия. – 2011. – 25 окт. – Режим доступа: https://iz.ru/news/504908. – Дата доступа: 12.03.2023
Содружество Независимых Государств [Электронный ресурс] // Посольство Республики Беларусь в Российской Федерации. – Режим доступа: http://russia.new.mfa.gov.by/ru/bilateral_relations/political/CIS/. – Дата доступа: 14.03.2023
Цитаты о Содружестве [Электронный ресурс] // Официальный сайт Исполнительного комитета СНГ. – Режим доступа: http://cis.minsk.by/quotes.php?acation=list&country=-1&occupation=-1&year=-1. – Дата доступа: 15.03.2023
Косов, Ю.В. СНГ. Институты, интеграционные процессы, конфликты / Ю.В.Косов. М.: «Печатные традиции», 2009. 200 с.
Николаев, М. В поисках модели единения. Союзное государство расширяет горизонты интеграции / М. Николаев // Беларуская думка. 2009. № 12. С. 36 - 45.
Бублик, В. А. Опыт строительства Союзного Государства Белоруссии и России для развития Евразийской интеграции: дис. А.В. Бублик д-ра юрид. наук / В. А. Бублик. Екатеринбург, 2012. 546 с.
Договор о создании Союзного Государства // Информационно-аналитический портал Союзного Государства [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.soyuz.by/about/docs/dogovor5/. – Дата доступа: 16.03.2023.
Государство-призрак? Союзное государство России и Белоруссии – проблемы и перспективы // РУСИНФОРМ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rusinform.ru/index.php?newsid=2086 ?. – Дата доступа: 16.03.2023.
Гребениченко, С. Ф. В фарватере интеграции / С. Ф. Гребениченко // Социально-гуманитарные знания № 1. С. 20-42.
Но отличительной особенностью Союза Беларуси и России от других межгосударственных объединений, созданных в рамках СНГ, является то, что Союзное государство не имеет подтвержденного международно-правового статуса, в отличие, например, от того же ЕАЭС. Кроме того, решения межгосударственных союзных органов власти не носят обязательного характера для исполнения на национальном уровне.
Однако ни одно интеграционное образование на постсоветском пространстве такого результата своей деятельности не имело. Поэтому совершенно очевидно, что интеграционные процессы двух государств будут динамично развиваться.
Проводимая Союзным государством политика соответствует интересам народов Беларуси и России и выводит их на качественно новый политический, экономический, социальный, культурный и военный уровень.
Союзное государство создает реальные предпосылки обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития наших народов.