Социально-педагогические аспекты формирования медиакомпетентности учащихся подросткового возраста
Аннотация: в статье представлено обоснование потенциала социально-педагогической деятельности по формированию медиакомпетентности учащихся подросткового возраста: раскрывается сущность, структура, возрастные особенности и возможности формирования медиакомпетентности, а также основные направления программы социально-педагогического сопровождения.
Литература
1. Пищова, А. В. Риски медиасоциализации в обеспечении медиабезопасности обучающихся / А.В. Пищова, А.Г. Давыдовский // Образование как фактор развития интеллектуально-нравственного потенциала личности и современного общества : материалы VII междунар. научн. конф., 9-10 ноября 2017 г. / отв. ред. М.И. Морозова. – СПб. : ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2017. – C. 26–31.
2. Солдатова, Г. У. Цифровое поколение России: компетентность и безопасность: монография / Г. У. Солдатова, Е. И. Рассказова, Т. А. Нестик. – М.: Смысл, 2017. – 375 с.
3. Федоров, А. В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза / А.В. Федоров. – М. : Изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007. – 616 с
4. Челышева, И. В. Методика и технология медиаобразования в школе и вузе: монография / И. В. Челышева; под ред. А. В. Федорова. – Таганрог: Таганрог. гос. пед. ин-т, 2009. – 320 с.
Медиакомпетентность включает в себя показатели, позволяющие оценить уровни ее развития: мотивационный (причины и мотивы контактов с медиа); информационный (уровень теоретических знаний медиакультуры); коммуникативный (частота контактов с различными видами медиа, сформированность умения вступать в коммуникацию с медиаресурсами, ориентироваться в медиапространстве, способность воспринимать готовые медиатексты, критически оценивать их); операционный (умение создавать собственные медиапродукты, работать с разными медиаресурсами); креативный (способность учащихся к медиатворчеству, сформированность умения создавать, распространять собственные медиатексты).
Социально-педагогическая деятельность по формированию медиакомпетентности у учащихся подросткового возраста направлена на развитие информационной культуры школьников и ценностного отношения к своему здоровью, формирование умений рационально использовать технические средства и информационные технологии для образования и проведения досуга, а также на формирование умений добывать, анализировать информацию, критически относиться к ней, понимать опасность, которую могут нести медиатехнологии, на развитие критического мышления подростков.