Трансмедиальность в творчестве и писательской стратегии Виктора Пелевина
Введение
Аннотация. В романах В. Пелевина речь идет о ментальном переходе, вызванном развитием технологий. В своих рассуждениях о технологической трансформации человечества писатель неизменно ироничен. Понимая реальность как «экономическое понятие», не имеющее отношение ни к идеологии, ни к философии, Пелевин в романе «KGBT+» показывает трансформацию творчества в трансляцию «векторной суммы проплаченных нарративов планеты». Имплант-технологии, о которых пишет Пелевин, коммерциализируют восприятие и аффекты потребителей. Тема технологического бессмертия, обсуждаемая в романе, превращается в набор триггеров трансмедийного сторителлинга, главными из которых являются: повышенная мера интертекстуальности, ирония, доходящая до цинизма, бессмысленное упоминание прецедентных текстов, имён, мировоззренческих концептов.
Список литературы
Абашева М., Абашев В. Книга как симптом. Как сделан роман Гузели Яхиной «Зулейха открывает глаза» // Новый мир. 2016. № 5 (1093). С. 177-182.
Бобылёва А. Л. Информационные технологии как тема и художественный приём в романе В. Пелевина «Любовь к трём цукербринам» // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. Науки. 2015. Том 157. Кн. 2. С. 163-170. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnye-tehnologii-kak-tema-i-hudozhestvennyy-priyom-v-romane-v-pelevina-lyubov-k-tryom-tsukerbrinam (дата обращения: 01.03.2023).
Дженкинс Д. Конвергентная культура. Столкновение старых и новых медиа / пер. с англ. А. Гасилина. Москва : РИПОЛ классик, 2019, 384 с.
Ефремов И. А. Час быка. Москва : АСТ, 2014. 494 с.
Загидуллина М. В. Журнализм и вызовы современных технологий: net-мышление как новый виток развития человеческих способностей // Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 5 (360). Филология. Искусствоведение. Вып. 94. С. 20-25.
Левенталь В. Пелевин навсегда // Литературная газета. 13.10.2021. № 41 (6804). URL: https://lgz.ru/article/41-6804-13-10-2021/pelevin-navsegda/ (дата обращения: 01.03.2023).
Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека. Москва; Жуковский : Канон-пресс-Ц, Кучково поле. 2003. 464 с.
Осьмухина О. Ю., Марьюшкина А. П. Метароман vs метатекст: дискуссионный аспект изучения прозы В. Пелевина // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2022. № 5. С. 1359-1363. URL: https://gramota.net/materials/2/2022/5/4.html (дата обращения: 01.03.2023).
Пелевин В. О. KGBT+. Москва : Эксмо, 2022. 560 с.
Сыров, В. Н. К вопросу об особенностях формирования распространения и трансляции памяти в сетевом пространстве // Вестник Томского государственного университета. 2021. № 462. С. 87-95. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-osobennostyah-formirovaniya-rasprostraneniya-i-translyatsii-pamyati-v-setevom-prostranstve (дата обращения: 01.03.2023).
Концепция трансмедиальности (трансмедийности) была разработана в Г. Дженкинсом. В известной книге «Конвергентная культура. Столкновение старых и новых медиа» (Convergence Culture: Where Old and New Media Collide, 2006) Дженкинс, анализируя деятельность фанатских сообществ, сложившихся вокруг фильмов «Матрица», телешоу «Выдивший» (Survivor), ввёл понятие «аффективной экономики» – новой маркетинговой теории, учитывающей «эмоциональный подтекст пользовательского принятия решений» (Дженкинс 2019: 109). Если в прежней модели бизнес-коммуникации каждое медиа работало в своей маркетниговой нише, то трансмедийный сторителлинг превращает каждый медиапродукт в «точку входа во франшизу в целом» (Дженкинс 2019: 153). Экономическая эффективность трансмедиального преобразования обусловлена практической неисчерпаемостью «эмоционального капитала». Одна и та же история становится книгой, фильмом, комиксом, компьютерной игрой, вызывая постоянный эмоциональный интерес потребителей.Трансмедийный сторителлинг «разогревает» медиа. Этот эффект был описан М. Маклюэном в книге «Понимание медиа: внешние расширения человека» (Understanding Media: Тне Extensions Of Man, 1964). Маклюэн пишет: «гибридные соединения средств коммуникации, высвобождают великую новую силу и энергию, сопоставимую с той, какая высвобождается при расщеплении ядра или термоядерном синтезе» (Маклюэн 2003: 58). «Горячие медиа», по Маклюэну, формируют «состояние наполненности данными», что приводит к «низкой степени участия аудитории» (Маклюэн, 27), сужая горизонты понимания.Причиной трансмедиальности в современной медиасреде становится «детерриториализация» медиа, когда «производство и распространение материала приобретают многоканальный характер (пресса, ТВ, видео, радио, интернет), может перетекать из одного канала в другой, особенно в случае блокады какого-либо из каналов» (Сыров 2021: 90).