Трансформация рекламы в условиях нового потребительского поведения креативного класса
ВВЕДЕНИЕ
Научно-исследовательская работа проводилась в рамках темы выпускной квалификационной работы «Трансформация рекламы в условиях нового потребительского поведения креативного класса (на примере молодёжи Москвы)». Актуальность данной исследовательской работы обусловлена тем, что в настоящее время мы становимся свидетелями цифровизации повседневной жизни. Этот процесс, с одной стороны, обуславливает значительные изменения во всех сферах общества, с другой стороны, предоставляет новые возможности для решения социально-экономических вопросов. Так, вызванная дигитализацией трансформация рынка товаров и услуг приводит к изменению потребительского поведения в обществе, прежде всего среди молодого поколения.
Интернет-пространство (например, платформы Instagram, TikTok, YouTube и др.) предоставляет современной молодежи большие возможности для самореализации, креативной деятельности. Сегодня творчество выступает одновременно и как средство (создание инструментов) и как цель (самореализация).
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ В СОВРЕМЕННЫХ РЕАЛИЯХ 5
ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ КРЕАТИВНОГО КЛАССА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ РОССИИ 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Ильин, В. И. Социология потребления: учебник для академического бакалавриата / В. И. Ильин. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 433 с.
2. Флорида, Р. Креативный класс. Люди, которые создают будущее / Р. Флорида; пер. с англ. Н. Яцюк. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016. – 384с.
3. Флорида, Р. Кто твой город? Креативная экономика и выбор места жительства / пер. с англ. Е. Лобкова. - М.: Strelka Press, 2014. - 366 с.
4. Абанкина, Т. Креативная экономика: переход к капитализации культурного наследия / Т. Абанкина // Вопросы экономики. – 2017. - №4 – С. 27-46.
5. Баринова, Н.В. Трансформация потребительского поведения: история и современность / Н. В. Баринова // Вестник Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова. – 2018. - №3. – С. 140-146.
6. Ильин, В. И. Креативный консюмеризм как тренд современного общества потребления / В. И. Ильин // Журнал социологии и социальной антропологии – 2011. - №5. – С. 41-54.
7. Медведева, О.С. Основные модели потребительского поведения в современных условиях / О.С. Медведева // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2019. – № 5-3. – С. 88-93.
8. Сургуладзе, В.Ш. Концепция креативного класса Ричарда Флориды/ В. Ш. Сургуладзе // Проблемы национальной стратегии. – 2018. - №6. – С. 202-210.
9. Вышка измерила креативный капитал столицы [Электронный ресурс] / Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики. – 2020. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://www.hse.ru/news/399080707.html (дата обращения 14.04.2022)
10. В поисках новых ресурсов: креативная среда Российских городов [Электронный ресурс] / Аналитические материалы Креативные практики - 2016. - Электрон. дан. – Режим доступа: http://creativepractices.ru/publications/cpractices_research_2016.pdf (дата обращения 14.03.2022)
11. Индекс креативного капитала российских городов [Электронный ресурс] / Методология и результаты исследования «Рослинк-Нет». – 2016. - Электрон. дан. – Режим доступа: http://creativecapitalindex.com/uploads/attachment/file/28/CCI_Otchet_01032017.pdf (дата обращения 13.04.2022)
12. Креативный класс: как творческие индустрии могут помочь росту экономики [Электронный ресурс] / РБК. – 2017. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://www.rbc.ru/opinions/economics/29/11/2017/5a1e66a09a79478521dc8da1?utm_source=amp_full-link (дата обращения 13.04.2022)
В рамках социологии потребления, которая в первую очередь опирается на экономическую социологию, трактовка понятия «потребление» включает в себя больше аспектов, такие как социальные, психологические и культурные особенности индивида и его среды. Для большинства обывателей понятие потребление ассоциируется, в первую очередь, с приобретением, владением или использованием неких физических объектов – товаров. Однако для современного общества в наибольшей степени характерно не материальное потребление, а потребление услуг. Если же мы говорим о потребительском поведении в отношении непосредственно физических товаров, то здесь будет уместнее говорить о потреблении так называемых благ. Оно же напрямую связано с удовлетворением человеческих потребностей. Но говоря о традиционном понимании потребления, необходимо сделать серьезную оговорку. Речь идет не о всяких потребностях – например, в процессе творческого труда человек тоже удовлетворяет свою потребность в креативной деятельности, но в исконном значение понятия, это нельзя назвать потреблением. Таким образом, «потребление» – это использование полезных свойств того или иного блага, сопряженное с удовлетворением личных потребностей человека.