Развитие фонематического восприятия у дошкольников с дизартрией

Скачать реферат на тему: Развитие фонематического восприятия у дошкольников с дизартрией. В котором раскрыт анализ данных научной литературы по проблеме исследования. Рассмотрен теоретический метод исследования, включающий анализ литературы по теме работы.
Author image
Ekaterina
Тип
Реферат
Дата загрузки
17.12.2024
Объем файла
75 Кб
Количество страниц
24
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
Бесплатно
Заказать написание авторской работы с гарантией

Введение

Актуальность темы исследования. С каждым годом увеличивается количество обращений родителей к логопедам в связи с проблемами нарушения речи у детей. Одним из наиболее часто наблюдающихся речевых нарушений является дизартрия. Ее значимость для детской практики довольно быстро возросла в связи с увеличением частоты появления в раннем возрасте нарушений моторного отдела центральной нервной системы.Термин «дизартрия» представляет собой расстройство произносительной стороны речи, при котором страдают звукопроизношение и просодика. Данное нарушение речи, которое возникает вследствие недостаточной иннервации мышц речевого аппарата, имеет различные проявления: нарушения дикции, смазанность речи, нарушения лексико-грамматической стороны. Кроме того, важным компонентом, страдающим при дизартрии, является фонематическое восприятие. Фонематическое восприятие следует понимать, как способность воспринимать и распознавать звуки речи, производить умственные действия по звуковому анализу и синтезу, анализировать их позицию в слове и др. Высокая степень сформированности фонематического восприятия является основополагающей для полноценного развития речевых функций. Фонематическое восприятие играет важную роль в осуществлении слухового контроля и коррекции собственного произношения.

Оглавление
Введение. 3
Глава 1. Теоретические основы исследования фонематического восприятия у дошкольников с дизартрией. 5
1.1.     Лингвистические и педагогические основы изучения фонематического восприятия  5
1.2.     Характеристика развития фонематического восприятия в онтогенезе. 8
1.3.     Особенности развития фонематического восприятия у дошкольников с дизартрией  13
Глава 2. Анализ проблем развития фонематического восприятия у дошкольников с дизартрией. 17
2.1.     Обзор методик развития фонематического восприятия у дошкольников с дизартрией  17
2.2.     Содержание логопедической работы по развитию фонематического восприятия у дошкольников с дизартрией. 21
Заключение. 27

Не найдено

Дизартрия – это нарушение произношения, возникающее вследствие нарушения иннервации речевого аппарата в результате поражения центральной нервной системы.В современной методике обучения грамоте практическое ознакомление со звуковой стороной слова считается необходимой основой для овладения чтением и письмом. У детей с таким речевым нарушением могут наблюдаться отклонения в освоении этих навыков. Нарушения в становлении фонематического слуха приводят к дальнейшим проблемам в развитии более сложных фонематических процессов. По причине недостаточно развитого фонематического восприятия появляются проблемы в формировании фонематического анализа, синтеза и представлений. Прослеживается закономерность: нарушение взаимосвязи между слуховыми и речедвигательными органами вызывает проблемы в усвоении звукового состава слова и влечет за собой, тем самым, появление трудностей при овладении грамотой. В таких случаях одной только коррекции трудностей произношения не всегда достаточно, чтобы предотвратить возможные трудности обучения в будущем. Необходимо также, обследуя дошкольников, определять их уровень сформированности фонематического восприятия и лишь на основе полученных результатов планировать дальнейшую коррекционную работу.К.Д. Ушинский [13] указывал, что «сознательно читать и писать может только тот, кто понял звуко-слоговое строение слова». То есть для того, чтобы ребенок дошкольного возраста избежал трудностей при овладении школьной программой в будущем, важно обучать его и формировать у него навыки звукового анализа и синтеза, которые, в свою очередь, должны основываться на устойчивом фонематическом восприятии каждого звука родного языка.

Похожие работы