Развитие фонематического восприятия у дошкольников с дизартрией
Введение
Актуальность темы исследования. С каждым годом увеличивается количество обращений родителей к логопедам в связи с проблемами нарушения речи у детей. Одним из наиболее часто наблюдающихся речевых нарушений является дизартрия. Ее значимость для детской практики довольно быстро возросла в связи с увеличением частоты появления в раннем возрасте нарушений моторного отдела центральной нервной системы.Термин «дизартрия» представляет собой расстройство произносительной стороны речи, при котором страдают звукопроизношение и просодика. Данное нарушение речи, которое возникает вследствие недостаточной иннервации мышц речевого аппарата, имеет различные проявления: нарушения дикции, смазанность речи, нарушения лексико-грамматической стороны. Кроме того, важным компонентом, страдающим при дизартрии, является фонематическое восприятие. Фонематическое восприятие следует понимать, как способность воспринимать и распознавать звуки речи, производить умственные действия по звуковому анализу и синтезу, анализировать их позицию в слове и др. Высокая степень сформированности фонематического восприятия является основополагающей для полноценного развития речевых функций. Фонематическое восприятие играет важную роль в осуществлении слухового контроля и коррекции собственного произношения.
Оглавление
Введение. 3
Глава 1. Теоретические основы исследования фонематического восприятия у дошкольников с дизартрией. 5
1.1. Лингвистические и педагогические основы изучения фонематического восприятия 5
1.2. Характеристика развития фонематического восприятия в онтогенезе. 8
1.3. Особенности развития фонематического восприятия у дошкольников с дизартрией 13
Глава 2. Анализ проблем развития фонематического восприятия у дошкольников с дизартрией. 17
2.1. Обзор методик развития фонематического восприятия у дошкольников с дизартрией 17
2.2. Содержание логопедической работы по развитию фонематического восприятия у дошкольников с дизартрией. 21
Заключение. 27
Не найдено
Дизартрия – это нарушение произношения, возникающее вследствие нарушения иннервации речевого аппарата в результате поражения центральной нервной системы.В современной методике обучения грамоте практическое ознакомление со звуковой стороной слова считается необходимой основой для овладения чтением и письмом. У детей с таким речевым нарушением могут наблюдаться отклонения в освоении этих навыков. Нарушения в становлении фонематического слуха приводят к дальнейшим проблемам в развитии более сложных фонематических процессов. По причине недостаточно развитого фонематического восприятия появляются проблемы в формировании фонематического анализа, синтеза и представлений. Прослеживается закономерность: нарушение взаимосвязи между слуховыми и речедвигательными органами вызывает проблемы в усвоении звукового состава слова и влечет за собой, тем самым, появление трудностей при овладении грамотой. В таких случаях одной только коррекции трудностей произношения не всегда достаточно, чтобы предотвратить возможные трудности обучения в будущем. Необходимо также, обследуя дошкольников, определять их уровень сформированности фонематического восприятия и лишь на основе полученных результатов планировать дальнейшую коррекционную работу.К.Д. Ушинский [13] указывал, что «сознательно читать и писать может только тот, кто понял звуко-слоговое строение слова». То есть для того, чтобы ребенок дошкольного возраста избежал трудностей при овладении школьной программой в будущем, важно обучать его и формировать у него навыки звукового анализа и синтеза, которые, в свою очередь, должны основываться на устойчивом фонематическом восприятии каждого звука родного языка.