Хронотоп в романах Достоевского «Преступление и наказание» и Эжена Сю «Парижские тайны»
Аннотация. В статье раскрывается смысл понятия «хронотоп», его реализация в романе Достоевского «Преступление и наказание». Художественное время и пространство этого романа объясняется благодаря анализу книг Бахтина, выделяются топосы (жилище «старухи-процентщицы», «гризетки» или «падшей женщины», кабак). Далее проводится анализ хронотопа романа Эжена Сю и сопоставляется с произведением Достоевского.
Содержание не найдено
Список литературы
1) Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике // М. М. Бахтин. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. — С. 17–167.
2) Бахтин Михаил Михайлович Проблемы поэтики Достоевского. —М., "Советский писатель", 1963—720 с.
3) Белинский, Виссарион Григорьевич. Парижские тайны // Собрание сочинений : В 3-х т. : К 100-летию со дня смерти / В. Г. Белинский ; Под общ. ред. Ф. М. Головенченко. Ред. С. П. Бычкова ; [Подготовка текста и коммент. С. П. Бычкова и др.]. — М.: Гослитиздат, 1948. — Т. 2: Статьи и рецензии : 1841-1845. — 932 с.
4) Достоевский Ф.М. Собрание сочинений в 15-ти томах. Л., "Наука", 1989. Том 5. —787 с.
5) Покровская Е. Б. Литературная судьба Е. Сю в России // Язык и литература / Науч.-исслед. инст. речевой культуры. — Л.: Академия наук СССР, 1930. — Т. 5. — С. 227—252. — 346 с.
6) Сю Э. Парижские тайны: роман. —Т.1—Ухта: Республиканский Центр «Ветераны за мир», 1991. —624 с.
7) Тороп П. Х. Хронотоп // Словарь терминологии тартуско-московской семиотической школы / сост. Я. Левченко. 1984 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://diction.chat.ru/xronotop.html (дата обращения: 25.03.2023).
8) Чекалов К. А. Российская «мистеримания» 1840-х годов: парадоксы восприятия романа Эжена Сю // Известия Российской академии наук. Серия литературы и языка. — 2014. — Т. 73, № 6. — С. 15—22.
Местом встречи трёх главных героев является Бобовая улица дом 13 13 ноября 1838 год. Обратим внимание на номер дома и дату. Число 13 часто будет сопровождать Родольфа при возникновении непредвиденных и таинственных событий романа (13 ступенек в погребе кабака «Кровоточащее сердце», 13 января пропала дочь). По пути главному герою встречались обшарпанные дома и рамы почти без стёкол. В тот день был холодный дождливый вечер, улицы представляли собой тёмный лабиринт. Родольф проходит через мост.
Герои двух романов часто переходят через городской мост. Этот переход часто ассоциируется с внезапными переменами в жизни, с принятием судьбоносных решений (после этого Ро