Музыкальный слух и чувство ритма у учащихся музыкальных школ
Введение
Восприятие звуков – это комбинации когнитивных и сенсорных процессов, которые функционируют посредством интерактивных цепей нейронных путей снизу вверх и сверху вниз, идущих от ушной улитки до головного мозга и обратно. Поэтому, подключив сознание и дав соответствующую команду мозгу, человек может сделать восприятие музыки более осознанным.Слух музыкальный – основа музыкального мышления и музыкальной оценочной деятельности. С музыкально-физиологической стороны музыкальный слух – это аппарат восприятия музыкальных звуков; он обусловлен природными данными – особенностями строения и функционирования органа слуха человека как внешнего анализатора музыкальных звуков. Музыкальный слух характеризуется широким диапазоном, высокой чувствительностью восприятия отдельных качеств музыкальных звуков – высоты, громкости, тембра и длительности (восприятие длительности не является специфической музыкальной способностью). (Самые низкие звуки, воспринимаемые слухом, имеют частоту ок. 16 герц – с субконтроктавы, самые высокие – ок. 20 000 герц – приблизительно es 7-й октавы) [Майкапар, с. 17]. В норме такого рода природными данными обладает каждый человек. В то же время различия между широтой воспринимаемого диапазона и степенью чувствительности у музыкантов и не музыкантов могут быть весьма большими, так же, как и индивидуальные различия у музыкантов.
Содержание
Глава 1. Теоретические основы развития музыкального слуха и чувства ритма у учащихся музыкальных школ
1.1Понятие музыкального слуха и его виды
1.2Понятие чувства ритма
1.3Музыкальные способности учащихся музыкальных школ
1.4 Психолого-педагогические аспекты проблемы развития музыкальных способностей
1.5 Методы воспитания музыкально-ритмического чувства учащихся
Список использованных источников
Список использованных источников
Баренбойм, Л.А. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. – Л.: Музыка, 1969.
Безбородова, Л.А. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях / Л. А. Безбородова, Ю. М. Алиев. – 2-е изд., перераб. и доп. – Санкт-Петербург: Планета музыки, 2014. – 512 с.
Бехтерев, В.М. Объективная психология. – М.: Наука, 1991. – 480 с. – С. 353–354.
Венская, И. Развитие чувства ритма у учащихся младшего школьного возраста на начальном этапе обучения игре на фортепиано. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rcmuzyka.com/razvitie-chuvstva-ritma-na-nachalnom-etape-obucheniya-igre-na-fortepiano/. – Дата доступа: 06.04.2023.
Ветлугина, H.A. Структура музыкальности и пути ее исследования. Музыкальное развитие ребенка. – М., 1986. – С. 120.
Гаджиева, М. Развитие музыкально-ритмического чувства у обучающихся 1 класса на уроках музыки средствами репертуара в жанре марша // StudNet. – 2020. – №10.
Гинзбург, Л.С. О работе над музыкальным произведением. – М.: Музыка, 2022. – 232 с.
Губанихина, Р.М. Классификация музыкального слуха. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rusnauka.com/7_NITSB_2013/MusicaAndLife/5_130915.doc.htm. – Дата доступа: 06.04.2023.
Ежова, Е.Б. Развитие музыкального слуха у учащихся ДМШ на уроках сольфеджио: диссертация... кандидата педагогических наук: 13.00.02. – Москва, 2007. – 193 с.
Жак-Далькроз, Э. Ритм. – М.: Классика-XXI, 2020. – 248 с.
Кирнарская, Д.К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности. – М.: Таланты–ХХI век, 2004. – 496 с.
Кым Бора. М. Н. Баринова о комплексном развитии музыкальных способностей ученика в классе фортепиано // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. – 2014. – №164. – С. 130–134.
Майкапар, С.М. Музыкальный слух, его значение, природа, особенности и метод правильного развития. – М.: Ленанд, 2018. – 256 с.
Медушевский, В.В. Интонационная форма музыки. – М.: Композитор, 1993. – 263 с.
Музыкальные способности не существуют независимо друг от друга. Все музыкальные способности возникают и развиваются в музыкальной деятельности ребенка. Каждая музыкальная способность связана с определенной стороной музыкальной деятельности и не может существовать сама по себе.Музыкальные способности – это «индивидуально-психологические особенности, определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельностей, несводимые к знаниям, умениям и навыкам, но обусловливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности» [Тригулова, с. 487].На основании обобщения и анализа взглядов авторов трудов по музыкальной психологии: Л. Л. Бочкарев, В. В. Богословского, Б. М. Теплова, Е. И. Рогова, «музыкальные способности» рассматриваются не в знаниях, умениях, навыках, а в динамике их приобретения, в том, насколько быстро и легко ученик осваивает конкретную музыкальную деятельность. От способностей зависит качество выполнения деятельности, ее успешность и уровень достижений, и также, то, как эта деятельность выполняется.Следует отметить, что если учащийся не справляется с требованиями, которые предъявляет к нему деятельность, то это не означает полное отсутствие у него способностей. Вполне вероятно, что данному ребенку потребуется больше времени на усвоение знаний, умений и навыков, а его педагогам понадобится приложить гораздо больше усилий для его обучения.Музыкальный талант у детей – это врожденная способность проявить себя в области пения, игры на музыкальных инструментах, музыкального творчества [Петрушин, с. 67].