Повседневная жизнь духовенства в уездных городах Тамбовской губернии в XIX веке

Скачать курсовую работу на тему: Повседневная жизнь духовенства в уездных городах Тамбовской губернии в XIX веке. В которой исследован образ повседневной жизни духовенства в уездных городах Тамбовской губернии. Изучено влияние духовенства на образ жизни в общественной и культурной сфере уездных городов Тамбовской губернии.
Author image
Ekaterina
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
16.12.2024
Объем файла
117 Кб
Количество страниц
30
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
Бесплатно
Заказать написание авторской работы с гарантией

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Духовенство в XIX в. – это особое сословие, объединяющее священнослужителей всех степеней. Сам состав сословия был достаточно сложен, поскольку в него входило как черное, так и белое духовенство. Поскольку монашеский статус не наследовался, то не все историки признают черное духовенство частью духовного сословия. Ответ на вопрос о принадлежности монашества к духовному сословию не имеет принципиального значения для заявленной темы (поскольку речь пойдет только о белом духовенстве). Условно духовенство делится на белое духовенство, состоящее из трёх социальных слоя: иереев (попов и протопопов), дьяконов, причетников (дьячков, псаломщиков, пономарей), который существенно различались по своим правам, доходу и образованию; и чёрного – из лиц, принявших монашество. С точки зрения социальной мобильности белое приходское духовенство представляло собой полную противоположность дворянству и чиновничеству. Для того, чтобы разобраться в образе жизни белого духовенства в XIX в., необходимо обратиться к тому, что предшествовало формированию облика духовенства до начала XIX века. Итак, до XVIII в. сословие духовенства было открыто практически для всех желающих, свободно можно было и выйти и из него. Какими-то особыми льготами и привилегиями класс духовенства не пользовался, и поэтому не было завидным сословием, по своим обязанностям приближались к трудящемуся классу, но петровские изменения здорово преобразовали положение белого духовенства, сделав его неподатным, избавили от рекрутчины налогов и повинностей, хотя и к государственной службе не приравняли. 

Оглавление
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. СЕМЕЙНЫЙ БЫТ. 9
1.1 Семья. 9
1.2. Брак. 14
ГЛАВА 2. ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ. 18
1.1 Бытовые условия. 18
2.2 Воспитание. 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 30

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Источники
Белявский Ф.Н. О реформе духовной школы [Текст]. – СПб., 1907. – Т. 1.
Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшего синода по ведомству православного исповедания за 1903-1904 годы. СПб., 1909. С. 112-113.
Дневники воспитанника Тамбовской духовной семинарии Сперанского Михаила Григорьевича [Электронный ресурс]. – Тамбов, 1907. – Запись от 4 сент. 1907 г.; Запись от 8 сент. 1907 г. Режим доступа: URL: http://www.tambovdem.ru/ (Дата обращения: 07.03.2023)
Заграничные прения о положении русского духовенства // Русское духовенство. – Берлин, 1859. – С. 75-94.
Записки протоиерея Певницкого [Электронный ресурс]: Русская старина. Г. 36 1905, Т. 123, КН. 8, АВГУСТ – Тамбов, 1905. Режим доступа: URL: https://www.prlib.ru/item/362667#v=d&z=2&n=5&i=1970585_doc1_CAFEDF73-CBDF-4B4A-B51D-66C07B0A558D.tiff&y=349&x=563 (Дата обращения: 07.03.2023)
Записки сельского священника [Электронный ресурс]: быт и нужды православного духовенства. - СПб.: Типография В.С. Балашева, - 1882. Режим доступа: URL:
 https://royallib.com/read/svyashchennik_selskiy/zapiski_selskogo_svyashchennika. html#0 (Дата обращения: 08.03.2023)
Корсунский И. Преосвященный епископ Феофан, бывший Владимирский и Суздальский : биогр. очерк. М., 1895. С. 160.
Малеин, И.Н. Мои воспоминания [Текст]. – Тверь, 1910. – 238 с
Ростиславов Д. О православном белом и черном духовенстве в России. В 2-х Т. - Т. I. - Лейпциг, 1866. - XIII, 602 с.
Соловьёв, И.А. Историческая записка о состоянии Тверской духовной семинарии [Текст] – СПб., 1907. – Т. 1.
Тверские епархиальные ведомости. – 1881. – № 24 (неоф. часть). – С. 18–20, 27 ; 1882. – № 3. – С. 79.
Хитров, Г.В. Историко-статистическое описание Тамбовской епархии / Г.В. Хитров. – Тамбов : В тип. коллеж. регистратора К.И. Закржевского, 1861. – 340 с.

Изучая образ повседневной жизни белого духовенства — то есть тех его представителей, что живут «в миру» и могут обзаводиться семьями, невозможно обойти стороной образование, получаемое будущими священнослужителями. Для посвящения в священнический сан, было необходимо получить так называемое «среднее» духовное образование — закончить духовную семинарию. Исследовав семейно-бытовые отношения, уже можно констатировать, что подавляющему духовенству на Руси жилось не вальяжно и нелегко, и тяготы эти начинались уже с момента учёбы. Перед тем, как исследовать параграф духовно-семинарского образования, необходимо разобраться с бытовыми условиями в духовных семинариях, семинаристов. И необходимо начать конечно же с питания.По этому поводу гениальный русский писатель Николай Герасимович Помяловский в своих «Очерках Бурсы» так описывает питание в семинарии, называя его «скверным» и «скудным»: «хлебная мука мешалась с мякиной», при этом можно провести параллель с тем, как питалось начальство (инспектора, училищные смотрители, учителя): «жирные щи со свежей говядиной». Важно подчеркнуть, что та организация быта и воспитательного процесса, которая была построена в духовных семинариях Российской Империи, была нацелена на воспитание «правильного» священника, которому в будущем предстояло сформировать «идеального» православного и верноподданного гражданина. Ещё один интересный документ, это дневники воспитанника Тамбовской духовной семинарии Михаила Сперанского, который родился в 1887 г. в г. Спасск Тамбовской губернии, в 1904 г. поступил в Тамбовскую духовную семинарию, и учился три года, он пишет о своём достатке, что денег на содержание не хватает, и не знает заплатит ли он за квартиру, резюмируя: «все-таки бедно мы живем - щи, да каша - пища наша...». Усталость и недоедание, постоянно преследовали семинаристов.