Женские божества Древнего Египта
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире всё больше внимания уделяется определению положения женщины в той или иной эпохе. Данная проблема является значимой, так как положение женщины в обществе может влиять на демографическую ситуацию, на воспитание детей, на формирование менталитета и социальной политики государства. Древний Египет всегда притягивал интерес ученых из-за уникальности, таинственности и ритуального разнообразия. Общеизвестно, что жизнь египтян тесно связана с их религиозными представлениями. Поэтому изучение проблематики женских божеств в концепции древнеегипетской веры является актуальной и сегодня.Данная работа является исследованием в области истории и касается изучения женских божеств в древнем Египте. Актуальность темы заключается в том, что она раскрывает, пусть и частично, вопрос развития отношения к женщине в обществе.
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1.ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ В РЕЛИГИИ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА.. 7
1.1.Богини древнего Египта. 7
1.2. Отношение к женским божествам в древнем Египте. 10
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РЕЛИГИОЗНЫХ ВЕРОВАНИЙ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ. 13
2.1. Религиозные традиции в древнем Египте. 13
2.2.Мифы о древнеегипетских богинях. 17
2.3.Становление культа древнеегипетских богинь. 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.. 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Источники
1.1Аврелий Августин. О граде Божием. Книга 18. Главы 37,39,40. М: RUGRAM, 2016.664с.
1.2. Геродот История. Книга 2. Евтерпа/пер. и прим. Г. А. Стратановского, под ред. С. Л. Утченко. Ленинград: Наука,1972.656с.
1.3.Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Книга 1 Легенда об Осирисе и Исиде. Главы 11-27, 43,44,85,87. Спб: Наука, 2020.676с.
1.4.Евсевий Кесарийский. Слово василевсу Константину по случаю тридцатилетия его царствования/пер. СПб. Духовной Академии, исправлен Серповой В.В.; Прим.: Калинин А.М. М; группа Labarum, 1998.370с.
1.5.Макробий Сатурналии. Книга 1 о пожертвованиях в Египте. М: Кругъ,2013.880с.
1.6. Марк Туллий Цицерон. О природе богов. Книга 1 Книга 3/ пер. Гаспаров М.Л., Блажеевский С. И. М: Азбука, 2021 г.- 448с.
1.7. Плутарх. Исида и Осирис. М: Эксмо, 2007. 446с.
1.8. Порфирий. О возрождении. Книга 4 Глава 6-9 об обычаях египетских жрецов. Спб: Квадривиум, 2022.336с.
1.9 Цельс. Правдивое слово, сравнение представлений христиан и египтян. М: Политиздат,1990.331с.
1.10.Ямвлих Халдинский. О египетских мистериях/ пер.МельниковаИ.Ю. М: Новый Акрополь, 2014.160с.
2.Литература
2.1.Ассман Я. Египет: Теология и благочестие ранней цивилизации/ пер. Баскакова Т. М: Присцельс, 1999. 368с.
2.2. Бадж У. Египетская религия. Египетская магия. Под ред. Иванов О. М: Ломоносовъ, 2021 г.232с.
2.3.Бадж У. Боги египтян. Царства света или Тайны загробного мира/ пер. Давыдова А. Б., Куликова И. Б. Под ред. Шведова Е. Л. М: Центрполиграф, 2014. 575с.
2.4.Бадж У.Древний Египет: духи, идолы, боги/ пер. Игоревский.Л.А Под ред. Шенгелая.Ю.И. М: Центрполиграф,2009.480с.
2.5. Бадж У. Религия и магия Древнего Египта. Под ред. Иванова.О М: Ломоносовъ, 2020 г.241с.
2.6.Ванюкова Д.В. Древний Египет. Боги и время//Studia Religiosa Rossica: научный журнал о религии, 2019.35-50с.
Жизнь древних египтян была тесно связана с религиозными традициями. Они верили, что культы способны напрямую влиять на их судьбу. В те времена каждая деталь наделялась судьбоносным значением и рассматривалась как важный знак, посланный свыше. Одной из религиозных традиций было строительство храмов. По мнению Кларка храмы строились, для того, чтобы «побороть природу, не чувствовать себя пылинкой, наполнить все вокруг знаками своего существования». В небесных святилищах в честь божеств устраивались праздники и приносились жертвы. В каждом жилище был алтарь, перед которым молились божествам. В храмах служили жрецы, ими могли быть как женщины, так и мужчины. Храмы не были местом поклонения, они служили для подношения подарков богам или получения советов по истолкованию снов. Наиболее известный из храмов, специализирующихся на трактовке снов - храм Хатхор, который находится в Дендере. Жрицы помогали истолковывать сны по перемещению звезд, астрономии, а также астрологии, интерпретировать природные явления и предсказать их последствия. Фрагменты древнеегипетской литературы называют толкователей снов мудрецами. Также служение жриц заключалось в танцах в праздничные дни перед богами. Самыми особенными из жриц были так называемые «наложницы богов». Они оставались в определенной комнате и входили в мистический транс для общения с богом. Египтяне верили, что жрецы говорят от имени богов, что боги управляют природой и людьми, и что развитие Египта зависит от их богопослушания. Поэтому, чтобы задобрить богов, как пишет в своей работе Бадж , египтяне подносили храмам золото, серебро, сады, рабов, а также приносили жертвы. Например, богине Бастет приносили в жертву котят, выращенных в храме, а Исиде Быков и телят, рога которых, заворачивали в папирус или обмазывали глиной, а головы отрубали и сжигали на алтаре. В жертву богине войны, Сехмет, приносили осужденных преступников, так как она считалась грозным божеством, выполняющим роль карательницы.