Леса в российской федерации как фактор снижения глобальных экологических рисков
ВВЕДЕНИЕ
Прошлый век в мировой истории отметился стремительным прорывом в науке и технике: люди смогли не только планомерно развивать уже существующие технологии и продолжить ведущиеся разработки, но и шагнуть на несколько шагов вперед, предложив кардинально новые взгляды на привычные вещи и открыв неизведанные ранее направления. Параллельно с данными разработками, многие из которых наносили существенный вред природе и экологии, такие как атомные проекты, разработка веществ, разрушающих озоновый слой, увеличивалось и население. Невзирая на то, что ХХ век отметился двумя масштабными мировыми войнами, унесшими жизни миллионов человек, естественная прибыль населения, бэби-бумы и демографические взрывы стали неотъемлемой характеристикой прошедших ста лет. Такая тенденция закономерно сказывалась и на увеличении потребления, перенаселению в отдельных районах, а также масштабному строительству мегаполисов на просторах бывших зеленых лесов.
ВВЕДЕНИЕ.. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛЕСОВ РФ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ЭКОЛОГИИ.. 7
1.1 Состояние лесного фонда РФ.. 7
1.2 Правовое регулирование использования леса в РФ.. 15
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛЕСОВ РФ КАК ФАКТОРА УЛУЧШЕНИЯ МИРОВОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ.. 19
2.1 Актуальные экологические риски. 19
2.2 Развитие международных соглашений в сфере решения экологических вопросов и Парижское соглашение. 28
ГЛАВА 3. АКТУАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ В ОБЛАСТИ СНИЖЕНИЯ ГЛОБАЛЬНЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ РИСКОВ.. 36
3.1 Факторы, препятствующие эффективной реализации Парижского соглашения 36
3.2 Направления совершенствования и перспективы развития. 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 48
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ И ЛИТЕРАТУРЫ... 51
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ И ЛИТЕРАТУРЫ
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1.07.2020)
Лесной кодекс Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ (ред. от 29.12.2022)
Распоряжение Правительства РФ от 26 сентября 2013 г. № 1724-р «Об основах государственной политики в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов РФ на период до 2030 г.»
Распоряжение Правительства РФ от 11 февраля 2021 г. № 312-р «Об утверждении Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года»
Конвенция о рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря 1966 г. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pdf/fisheries58.pdf
Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1977 г. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pdf/dumping.pdf
Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния 1979 г. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/transboundary.shtml
Рамочная конвенция Организации Объединенных Наций об изменении климата 1992 г. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/climate_framework_conv.shtml
Киотский протокол к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата 1997 г. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/kyoto.shtml
Парижское соглашение в рамках Рамочной конвенции ООН об изменении климата 2015 г. URL: https://unfccc.int/sites/default/files/russian_paris_agreement.pdf
Бодрийяр Ж. Общество потребления – М.: Республика, 2006. 268 с.
Григорьев А.Ю. и др. Леса России и изменение климата – аналитический доклад // Российский социально-экологический союз – РсоЭС, 2021. – 36 с.
Изменение климата, 2013 г. – Резюме для политиков. МГЭИК – 2013 г., 205 с.
Как уже отмечалось в предыдущем разделе, мировая общественность, под влиянием процессов глобализации, пришла к осознанию единственно возможного пути эффективного воздействия на экологические риски – пути объединения и скооперированной и скоординированной совместной деятельности. Только в случае, если все участники мирового сообщества будут заинтересованы в реализации одобренных инициатив на подконтрольных им территориях, будет возможным осуществить в кратчайшие сроки замедление пагубного воздействия неблагоприятных для экологии факторов на сохранение экосистемы и окружающего мира для безопасного развития общества в ближайшие десятилетия.
В связи с этим, большое значение приняло развитие международных соглашений в сфере решения экологических вопросов, «венцом» которых стало Парижское соглашение (соглашение в рамках Рамочной конвенции ООН об изменении климата) 2015 года , которое уделяет особое внимание в процессе регулирования экологических рисков лесам Российской Федерации.Для определения роли и места лесов РФ во всеобщей политике по снижению глобальных экологических рисков, что станет завершением данного раздела, сперва необходимо обратиться к процессу развития международных соглашений в сфере решения экологических проблем, после чего подробно изучить положения Парижского соглашения и выделить ключевые моменты, позволяющие выявить прямую взаимосвязь между глобальными угрозами и «зеленым богатством» нашей страны.Впервые о необходимости создания профильных соглашений в области защиты природы и снижения экологических угроз мировое сообщество заговорило через несколько лет после окончания Второй мировой войны. Однако на том этапе куда более важной была проблема восстановления инфраструктуры, налаживания производства, восстановления утраченных за годы войны ресурсов, что выражалось в стремительном росте промышленности (и не в последнюю очередь, оборонной), а также в разработке и тестировании новых вариантов вооружений, не все из которых были безопасны с точки зрения экологической составляющей. Тогда, в 1958 году в рамках ООН были заключены сразу 4 Конвенции, направленные на обеспечение сохранения чистого моря, охраны живых ресурсов открытого моря . Это стало первым шагом в направлении развития международных проектов в области совместного выстраивания стратегий по преодолению экологических кризисов.