Африка Южнее Сахары во внешнеполитической стратегии Франции в (2012-2021 гг.)
Введение
Актуальность темы исследования определяется особой ролью Франции в контексте социально-экономического развития государств Субсахарской Африки. Статистические данные утверждают, что в настоящее время Африка является постоянным местом проживания для более, чем четверти миллиона французских граждан, и что на этой территории успешно оперируют более тысячи французских компаний. Многие страны признают французский язык официальным, а количество африканцев, способных на нем изъясняться, составляет почти половину населения континента. Более того, в силу общности исторического прошлого - колониальное господство Французской Империи над странами Западной и Центральной Африки длилось с XVII в. - Пятая Республика является не только политическим и торгово-экономическим партнером африканских стран, но и гарантом их безопасности: на основе подписанных с рядом африканских государств оборонных соглашений Франция обязывается оказывать необходимую военную помощь как в случае внутренней, так и внешней угрозы.Помимо обеспечения региональной безопасности, Пятая Республика в лице своего Казначейства фактически несет ответственность за финансовую стабильность 14 стран Африканского континента, которые входят в зону западноафриканского франка КФА.
Введение……………………………………………………………………... 3
Глава 1. Концептуальные основы внешнеполитической стратегии Франции в Субсахарской Африке в постколониальный период…… 16
1.1. История становления и развития отношений Франции со странами Африки Южнее Сахары в постколониальный период…………………… 16
1.2. Стратегические интересы Франции в Субсахарской Африке………. 26
1.3. Основные векторы сотрудничества Пятой Республики с африканскими странами…………………………………………………… 33
Глава 2. Политические и военные интересы Франции в Африке Южнее Сахары в (2012-2021 гг.)................................................................ 41
2.1. Африканская политика Ф. Олланда и Э. Макрона в парадигме отказа от политики «Франсафрик»………………………………………………... 42
2.2. Трансформация политико-дипломатического влияния на неоколониальную политику Франции………………………………………………………….. 52
2.3. Военные интересы Франции в Африке Южнее Сахары…………….. 61
Глава 3. Экономические и гуманитарные интересы Франции в Африке Южнее Сахары
3.1. Торгово-экономическое взаимодействие Франции со странами Африки Южнее Сахары
3.2. Особенности гуманитарных отношений Франции со странами Африки Южнее Сахары
3.3. Формы и методы экономической и гуманитарной неоколониальной политики Франции в Африке Южнее Сахары
Заключение
Не найдено
В 1981 г. президентские полномочия принял на себя Франсуа Миттеран, который, несмотря на предвыборные заявления о намерениях сменить внешнеполитический курс в отношении Африканских стран и полностью отказаться от принципов Франсафрики, на практике предпочел использовать инструменты политики «жесткой силы», активно применяя силовые методы воздействия и решительно вмешиваясь во внутренние дела африканских государств. Так, в период его руководства Франция приняла участие в военном конфликте между Чадом и Ливией (1978-1987 гг.), поддержала политический режим хуту в Руанде (1994 г.), который поступательно ущемлял права, а позднее осуществлял геноцид народа тутси, а также была обвинена в организации военного переворота в Буркина-Фасо в 1987 г. Экономические сотрудничество со странами Африки при Ф. Миттеране продолжило двигаться в русле поступательного усиления зависимости африканских стран от финансовой поддержки Парижа. В обмен на списание долговых обязательств и на увеличение размера ОПР от внутреннего национального продукта Франции, Ф. Миттеран заявил, что африканские правительства должны водворить в своих странах принципы демократии. Также в 1993 г. во имя обеспечения финансовой прозрачности потоки ОПР стали проходить через Международным валютным фондом (МВФ) и одобряться им .Президентский срок Жака Ширака (1995-2007) был отмечен сменой фокуса с инструментов «жесткой силы» на инструменты «мягкой силы». По мнению российского политолога П.П. Тимофеева, подобный разворот, а также последовавший за ним европоцентризм, был в большей мере обусловлен появлением новых полюсов влияния в Африке, конкуренция с которыми в одиночку для Франции была просто невозможна, поэтому Париж обратился к коллективной Европе, надеясь задействовать ее экономические и политические ресурсы для сохранения своих позиций в регионе .