Проблема эмоционального интеллекта как фактора жизнестойкости в научной литературе
Актуальность. Процесс взросления является сложным, новым этапом в жизни подростка. Происходят личностные, физиологические изменения, возрастают требования окружающей среды, изменяется межличностное взаимодействие. Все это отражается на психике подростков и их способности справляться с новыми жизненными обстоятельствами. Этот период насыщен многими событиями, обуславливающими личностные проблемы, конфликты с окружающими, психосоматические расстройства, эмоциональное истощение и снижение психологического здоровья.
Для благополучного преодоления трудностей, сопутствующих важным жизненным периодам, необходимо такое качество как жизнестойкость – убеждения и способность человека, с помощью которых оказывается сопротивление негативным результатам воздействий стрессогенных ситуаций и сохраняется активность и внутренний баланс [15]. Другими словами, жизнестойкость понимается как некая «психологическая живучесть», «расширенная эффективность» в неблагоприятных условиях [фомина].
Содержание не найдено
Список литературы
1. Дарвиш, О. Б. Особенности жизнестойкости старшеклассников и студентов // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 4 (71). С. 356-358.
2. Забоева, М. А. Жизнестойкость как фактор предупреждения антивитального поведения учащихся // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2019. № 2 (42). С. 46-49.
3. Клементинская, Е. А. Влияние эмоционального интеллекта на уровень жизнестойкости // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория. 2022. № 1 (9). С. 9-27.
4. Кочетова, Ю. А. Эмоциональный интеллект старших подростков: монография / Ю.А. Кочетова. — Москва: МГППУ, 2021. — С. 4-17.
5. Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. — М.: Смысл, 2006. — 63 с. Методическое руководство по новой методике психологической диагностики личности с широкой областью применения. Предназначается для профессиональных психологов-исследователей и практиков
6. Львова, С. В. Жизнестойкость и стрессоустойчивость у старшеклассников и студентов в учебной деятельности // Центр инновационных технологий и социальной экспертизы. 2021. № 1 (27). С. 65-75.
7. Набойченко, Е. С. Связь эмоционального интеллекта и жизнестойкости у старшеклассников // Вестник Уральского государственного медицинского университета. 2018. № 4. С. 44-48.
8. Наймушина, Л. М. История становления понятия «эмоциональный интеллект» в психологической науке / Л. М. Наймушина // Педагогика: история, перспективы. 2020. № 4. С. 63-70.
9. Овчарова, Р. В. Методоло
Д. Векслер выделял эмоциональные способности, как компоненты общих способностей: общая работоспособность психики, аффективно-регулятивные компоненты, благодаря которым человек на протяжении более длительного периода времени удерживается в сфере значимой для него проблемы [7].
Основа представлений о регуляции психических процессов, представлена Л. С. Выготским, в его идее единства аффекта и интеллекта. От того, как понимает ситуацию человек, зависит его эмоциональная реакция: «Аффект и связанные с ним функции изменяются в зависимости от того, что они сознаются» [9].
Вопрос связи жизнестойкости с эмоциональным интеллектом учащихся и преподавателей привлекал внимание нескольких исследователей. Так, Е. С. Набойченко рассматривает эмоциональный интеллект и жизнестойкость, как факторы адаптационного потенциала личности [ REF _Ref1216