Методы исторического познания в деятельности поисковых отрядов
ВВЕДЕНИЕ
История – это наука о прошлом человеческого общества и его настоящем, о законах развития общественной жизни в конкретных формах, в пространственно–временных измерениях. Содержание истории – это исторический процесс, который раскрывается в явлениях человеческой жизни, сведения о которых сохраняются в исторических памятниках и источниках. История, как и любая другая наука, характеризуется своими методами познания и исследования.Историческое познание – форма отражения исторической действительности. Основной задачей исторического познания является получение знания, которое зафиксировано в источнике, а также на получение нового знания, которое в нем непосредственно не зафиксировано.Поисковыми отрядами в равной мере используются методы исторического познания. Исторические методы представляют собой различное сочетание общенаучных методов, адаптированных к особенностям исследуемых исторических объектов.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
Глава 1. Теоретические основы использования методов исторического познания в деятельности поисковых отрядов 5
1.1 Характеристики методов исторического познания 5
1.2Специфика деятельности поисковых отрядов 11
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ ИСТОРИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОИСКОВОГО ОТРЯДА «РУБЕЖ» ГОРОДА БАЛАШОВ 19
2.1 Анализ деятельности поискового отряда «Рубеж» на предмет применения методов исторического познания 19
2.2 Рекомендации по использованию методов исторического познания в деятельности поисковых отрядов 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Анфертьев, И.А. Великая Отечественная: К 70-летию народной Победы: Материалы международной научной конференции «Великая Отечественная война 1941–1945 гг. в памяти народа и документах Архивного фонда Российской Федерации и зарубежных архивах. Проблемы изучения и публикации». Москва, 15 апреля 2015 г: материалы конференции / составитель И. А. Анфертьев; под редакцией Е. И. Пивовара; художник В. Хотеев. –Москва: РГГУ, 2015. –929 с.
Ашмаров, И.А. Историко-экономические исследования в контексте экономической теории / И.А. Ашмаров // BulletinSocial-Economic and Humanitarian Research. –2019. –№ 4. –С. 28-38. // Лань: электронно-библиотечная система. –URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/310792 (дата обращения: 30.01.2023).
Боле, Е. Н. Историческое значение поискового движения России // Военная археология. 2009. № 1. С. 12–21.
Бородина, Е. В. Теоретические и методологические основы изучения курса "Отечественная история": методические указания для студентов очной формы обучения направления - Гуманитарные науки, Сфера обслуживания. Специальности 032103, 100103 / Е. В. Бородина, Д. Ю. Пухов; Федер. агентство по образованию, Урал.гос. лесотехн. ун-т, Каф. истории и социально-политических дисциплин. - Екатеринбург: УГЛТУ, 2009. – С. 19
Бочаров, А.В. Основные методы исторического исследования: учебное пособие / А. В. Бочаров; Федеральное агентство по образованию, Томский гос. ун-т. - Томск: Томский гос. ун-т, 2006. – 188 с.
В Саратовской области установили имена летчиков, сбитых в 1942 году // Куликов, А. В. Российская газета. URL: https://rg.ru/2020/07/23/reg-pfo/ustanovleny-imena-pogibshih-v-saratovskoj-oblasti-letchikov.html (дата обращения: 09.02.2023).
Выписка из журнала боевых действий 141 сд // ЦАМО. Ф. 1367,. Оп. 1. Д. 11. Л. 12.
После тщательного изучения всех архивных документов поисковым отрядом принимается решение о поисковой разведке, что в дальнейшем будет влиять на выбор района для поисковой экспедиции.При помощи открытых баз данных поисковыми отрядами обрабатываются заявки от граждан на поиск и установлении судьбы своих родственников, участников Великой Отечественной войны. Найденные при помощи архивного поиска документы, устанавливающие судьбу бойца в торжественной обстановке передаются родственникам.Ещё одним направлением в деятельности поискового отряда является создание своего собственного музея. Экспозиции, созданные по итогам «Вахт Памяти», выступают как инструменты формирования и сохранения исторической памятиу подрастающего поколения.Музеи – важное звено воспитания патриотизма и гражданственности подрастающего поколения. Они способствуют формированию бережного отношения к историческим и культурным ценностям народа.Задачи деятельности музея: патриотическое воспитание детей и юношества на основе экспозиции музея; формирование исторических знаний для организации творческой,практической и научно–исследовательской деятельности; воспитание потребности участвовать в возрождении, сохранении и развитии культурных традиций города, района [19, c. 143].Большинство экспонатов, привозится самими поисковиками из поисковых экспедиций, однако нередко личные вещи участников Великой Отечественной войны передаются родственниками и зачастую они имеют историческую ценность.Обращение к экспонатам музея – прямым свидетельствам времени – является важнейшим ретранслятором живойисторической памяти и необходимым механизмом для более глубокого и объективного понимания истории Великой Отечественной войны [1, с.182].