Иван Грозный личность и эпоха
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной темы заключается в том, что жизнь и деятельность Ивана IV Васильевича уже на протяжении не одного десятка лет вызывают не ослабляемый интерес историков, писателей и других исследователей русской истории. Данная тема имеет важное научно-историческое значение, так как личность Ивана IV Грозного является одной из самых ярких и противоречивых фигур русской истории, поэтому эпоху его правления изучали многократно и все время оценивали с разных точек зрения. В настоящее время взгляды историков на прошлое также не однозначны. Поэтому попытка в данной работе объективно осветить личность и жизнедеятельность первого русского царя Ивана Васильевича Грозного на основании трудов современных историков, которые отражают различные точки зрения на исследуемую проблему, позволит в какой-то мере объединить и дополнить имеющиеся в этой области научные исторические знания, отделить мифы о царе от реальных событий.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1.ИВАН ГРОЗНЫЙ –ЛИЧНОСТЬ И ЭПОХА ………………………………….5
1.1 Детство Ивана Грозного……………………………………………………...5
Иван IV –государственный деятель………………………………………….6
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ…………………………………………………....9
2.1 Причины проведения………………………………………………………..11
2.2 Методы проведения………………………………………………………….11
2.3 Анализ опроса………………………………………………………………..11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…14
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,.15
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Бушков А. Иван Грозный: Кровавый портрет. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2012. -- 576 с
2.Дзюбенко П. Очерк истории становления московского государства XII - первая треть XVI в. - М.: Российская политическая энциклопедия, 2012. - 117 с
3.Карамзин Н.М., История государства Российского. – М.: Эксмо, 2009. – 1024с
4.Мельник А. Г. Иван Грозный и святой Никита Переславский // Родина. - 2011. - № 12. - С. 67-69.
Таким образом, воображение было развито у Ивана особенно сильно. Еще одним отличием Ивана было его преувеличенное мнение о своих способностях, хотя оно самым курьезным образом сочеталось с недоверием к самому себе и ко всем окружающим. Иван же считал себя обладателем если и не всех, то многих талантов. Он изображал из себя представителя чуждой на Руси расы завоевателя, и в этом своем происхождении он видел свое превосходство над простыми смертными. В глазах же Ивана монарх стоит выше своей державы и представляет собой нечто вроде какой-то божественной ипостаси.Важнейшую деформирующую роль в становлении идентичности Ивана сыграли стрессы, полученные в раннем возрасте в ходе притеснений со стороны правящей элиты и бунтов, сопровождавшихся истреблением их родственников и представителей ближайшего окружения. Однако можно утверждать, что для Ивана все сложилось гораздо хуже, так как определяющей чертой его психики становится базальная тревожность. Иван же в раннем возрасте оказался в чуждом окружении, испытывая унижения и оскорбления со стороны бояр, не дававших ему свободы действий. Именно этот сверхконтроль препятствовал развитию у Ивана положительных качеств начальных стадий жизни – автономии, инициативы, трудолюбия, вместо этого приведя к закреплению сомнений в собственной значимости, стыду, чувству вины и неполноценности. Династия Романовых не могла похвастаться древностью, к тому же являясь избранной, а не «природной». Нельзя отрицать, что к концу века авторитет царской власти значительно укрепился, однако в целом в этот период в России складывается ситуация, отдаленно напоминающая западноевропейскую – правитель был вынужден более гибко выстраивать свои отношения с подданными.