Русская эмиграция в Турции проблемы адаптации и реэмиграции в 1920-е годы
Введение
Актуальность исследования определена тем фактом, что в настоящее время проблемы международной миграции являются важнейшими в мировой политике и экономике. Для нашего государства 1991 год характеризуется не только распадом Советского Союза, но и начавшегося после этого события массового переселения граждан в другие страны. Русская эмиграция четвертой волны примечательна тем, что из страны уезжали высококвалифицированные представители интеллигенции по трудовым и экономическим причинам с целью улучшения производственных и жизненных условий. Вместе с тем проблемы адаптации и интеграции трудовых эмигрантов являются одними из наиболее важных и сложных как в направляющих, так и в принимающих государствах. Углубленное рассмотрение этих вопросов невозможно без учета опыта наших предшественников, а именно – эмигрантов т.н. первой волны русской эмиграции, пик которой пришелся на 1920-е годы. Более того, актуальность темы исследования обусловлена и тем, что одной из важнейших научных и нравственных задач российских историков современности должно стать восстановление исторической справедливости и возрождение духовной связи с соотечественниками, которые в результате «великих потрясений» в России были вынуждены искать спасения на чужбине. Таким образом, изучение данного вопроса имеет не только научный, но и практический интерес. Более того, в настоящее время происходит открытие и публикация большого количества прежде недоступных источников, что может помочь в углубленном исследовании проблемы белой эмиграции.
Оглавление
Введение. 3
Раздел 1. Организация эвакуации войск и гражданского населения в Турцию.. 21
Раздел 2. Условия существования российских эмигрантов в Турции (организационный и социально-экономический аспекты) 35
Раздел 3. Государственно-правовые аспекты пребывания российской эмиграции в Турции 54
Раздел 4. Реэмиграция беженцев и белой армии из Турции в страны Центральной и Юго-Восточной Европы, Северной и Латинской Америки, Северной Африки. 69
Раздел 5. Судьбы оставшихся в эмиграции в Турецкой Республике. 86
Заключение. 96
Список источников. 99
Список литературы.. 103
Список литературы
Аджар К. Отношения «белых русских» с Антантой и правительством Анкары. Сборник «Русская белая эмиграция в Турции: век спустя (1919-2019). Дом русского зарубежья имени А. Солженицына. М., 2019. С. 36-45.
Аксай Х., Арслан Х., Халдыз О. История дружбы между солнцем и снегом. М., 2021.
Ар Б. Изменения социально-городской среды Стамбула, обусловленные оккупацией войсками Антанты и пребыванием белоэмигрантов. Сборник «Русская белая эмиграция в Турции: век спустя (1919-2019). Дом русского зарубежья имени А. Солженицына. М., 2019. С. 71-98.
Баран Т.А. Русские беженцы в Стамбуле: причины прибытия, образ жизни и протесты местного населения. Сборник «Русская белая эмиграция в Турции: век спустя (1919-2019). Дом русского зарубежья имени А. Солженицына. М., 2019. С. 99-112.
Бахревский Е.В., Свистунова И.А. Образ России в Турции. Историческое развитие и современное состояние. М., 2019.
Бегидов A.M., Ершов В.Ф., Пивовар Е.И. Военно-учебные заведения зарубежной России. 1920-1930-е годы / A.M. Бегидов, В.Ф. Ершов, Е.И. Пивовар. Нальчик: Издательский центр «Эльфа», 1999.
Бочарова З.С. Правовое положение русских беженцев на Западе в 1920-1930-е гг. Электронный ресурс // Сетевой журнал «История». 2002. № 2. «Я иду на урок истории» [сайт]. URL: http://his.lseptember.ru.
Бочарова З.С. Российское Зарубежье в 1920-1930-х гг. как феномен отечественной истории. М., 2011.
Бочарова З.С. Социально-правовая адаптация российской эмиграции 1920-1930-х годов: исторический анализ. М., 2005.
Бочарова З.С. Эвакуация Русской армии из константинопольского района в 1920-х гг. // Военно-исторический журнал, №8. М., 2009.
Буланова М.Б. Высшее образование в условиях российского зарубежья // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение», 2011.
Варшавский B.C. Незамеченное поколение. M.; Дом русского зарубежья им. А. Солженицына: Русский путь, 2010.
С 13 по 16 ноября 1920 года черноморские порты были переполнены войсками и беженцами, это было паническое бегство. Тысячи людей толпились на пристанях, боясь упустить возможность покинуть Россию. Условия морского похода были ужасающими. Воинские части садились на суда вперпемешку с гражданским населением, что изначально командованием, конечно, не предполагалось . Многие люди в суматохе теряли своих родственников и даже детей, некоторые бросали вещи на берегу, увозя с собой только самое ценное. Каждому солдату и вовсе разрешалось иметь в качестве багажа только один мешок, лишние вещи прямо на глазах у эвакуировавшихся сбрасывали в море. Люди рассчитывали, что их разместят по каютам, однако прямо перед отправлением было объявлено, что все каюты уже переполнены, и многие беженцы «так и ехали до Константинополя, стоя в страшной тесноте на палубе» . Уже в пути начались массовые заболевания и голод, приходилось пить даже морскую воду. Некоторые беженцы, не выдержав стесненности поездки, лишались рассудка и умирали. Кроме того, были и случаи родов прямо в пути . Эвакуация проходила в тревожном ожидании будущих перемен. Существуют многочисленные свидетельства, что, несмотря на внешне одинаковое положение эвакуировавшихся, далеко не все из них находились на борту покидающих страну кораблей в равных условиях. На американских и французских пароходах эмигранты пользовались всеми удобствами, их путешествие проходило вполне комфортно, но подобные условия правительство Врангеля не могло предоставить всем беженцам на русских судах. Более того, один из участников морского похода отмечал, что в кают-компаниях штабников были и азартные игры, и пьянство, и даже танцы под фортепьяно; более того, некоторые успели перед погрузкой «пограбить» склады, неплохо себя обеспечив. В то время как сотни эвакуировавшихся семей голодали несколько дней подряд, на транспорте «Саратов» для высших чинов корпуса подавались обеды из трех блюд, готовились бифштексы и торты .