Интерпретация историко-архитектурных стилей в архитектуре Санкт-Петербурга 1990‒2000-х гг.
Введение
Развитие российской архитектуры 1990–2000-х характеризуется поиском формального языка, соответствующего потребностям новых заказчиков и задачам рыночной экономики. Одним из путей обновления архитектурного образа российских городов было обращение к уже сложившимся стилям. Постсоветская архитектура наглядно демонстрирует процесс трансформации исторических стилей под новые условия и функции. Архитектурные мотивы прошлого в отдельных постройках получают неожиданные интерпретации, перестают быть лишь подражанием историческому прототипу, что связано как с возможностью применения новых строительных материалов и технологий, так и с общим умонастроением архитекторов того времени.В случае развития современной архитектуры Санкт-Петербурга справедливо говорить о ситуации отличной от большинства российских городов. Это можно объяснить большей, нежели в других городах, степенью необходимости сделать современное здание естественным продолжением сложившегося архитектурного облика города, вписать его в историческую застройку. В ходе поиска современного «петербургского стиля» архитекторы экспериментируют с разнообразным арсеналом средств — от поверхностного использования декоративных элементов, отсылающих к стилям прошлого, до аналитической работы с объёмно-планировочной структурой, тонкой стилизацией и образностью фасадов — изучение которых видится важным аспектом в формировании представлений о современной архитектуре России.
Оглавление
Введение…………………………………………………………………...…...…3
Глава 1. Общие тенденции развития российской архитектуры 1990–2000-х гг.
1.1 Влияние социально-политических изменений на сферу архитектуры и строительства …………………………………………………………………...8
1.2 Специфика художественного языка архитектуры 1990–2000-х гг...15
Глава 2. Историко-архитектурные стили в гражданских постройках Санкт-Петербурга 1990–2000-х гг.
2.1 Жилые дома и комплексы…………………………………………….23
2.2 Общественные здания………………………………………………...32
Глава 3. Взаимодействие современной архитектуры Санкт-Петербурга и исторического контекста
3.1. Критика современной архитектуры Санкт-Петербурга.…..…...….41
3.2 Контекстуальность архитектуры Санкт-Петербурга 1990‒2000-х гг…………………………………………………………………………………..43
Заключение……………………………………………………………………...48
Список литературы………………………………………………………………51
Список электронных ресурсов………………………………………………….53
Список иллюстраций…………………………………………………………….59
Иллюстрации……………………………………………………………………..66
Список иллюстраций
Архитектурная мастерская «Евгений Герасимов и партнёры». Кондоминиум в Купчино. 1993‒1995. Санкт-Петербург, Бухарестская ул., 59. URL: https://archi.ru/projects/russia/16149/kondominium-v-kupchino (дата обращения: 23.10.2022).
Дорофеев А.И. Шишков В.Г. Жилой комплекс «Подкова». 2000‒2003. Санкт-Петербург, Ленинский пр., 149. URL: https://www.citywalls.ru/house12774.html (дата обращения: 23.10.2022).
Лапшина М.И., Томило Д.Я. Жилой комплекс. 2000‒2003. Санкт-Петербург, Богатырский пр. 2, Коломяжский пр, 20, Аэродромная ул., 1. URL: https://www.citywalls.ru/house5887.html (дата обращения: 23.10.2022).
Архитектурная мастерская Шендеровича А.Р. Жилой дом (отель «Simple Bon Voyage»). 1995. Санкт-Петербург, Карповки наб., 23. URL: https://www.citywalls.ru/house1319.html (дата обращения: 19.11.2022).
Козлов Н.П. Доходный дом Н.И. и П.С. Козловых. 1906‒1907. Санкт-Петербург, Карповки наб., 25. URL: https://www.citywalls.ru/house1320.html (дата обращения: 19.11.2022).
Архитектурная мастерская «Intercolumnium». Жилой дом «Северный модерн на Петроградской». 1999. Санкт-Петербург, Подрезова ул., 18. URL: https://www.citywalls.ru/house6124.html (дата обращения: 23.10.2022).
Претро И. Доходный дом К.Т. Дидвига. 1911. Санкт-Петербург, Подрезова ул., 20. URL: https://www.citywalls.ru/house6125.html (дата обращения: 23.10.2022).
Бальский Н.Г. Смолин В.В., Ясс В.Н. Жилой дом. 2004. Санкт-Петербург, Карповки наб., 10. URL: https://kanoner.com/2013/04/26/110022/ (дата обращения: 22.10.2022).
Архитектурная мастерская Рейнберга и Шарова. Дом Мод Плюс. 1998. Санкт-Петербург, Каменноостровский пр., 37. URL: https://www.citywalls.ru/house16016.html (дата обращения: 22.10.2022).
Архитектурное бюро «Студия-17». Жилой дом. 1997. Санкт-Петербург, 2-я линия В.О., 27. URL: https://www.citywalls.ru/house386.html (дата обращения: 21.10.2022).
Постельс фон Ф.Ф. Доходный дом И.Ф. Смирнова. 1906‒1907. Санкт-Петербург, 2-я линия В.О., Репина ул., 30.
В ходе работы над исследованием, основанным на составленном автором перечне архитектурных объектов, по его мнению, отражающих основные подходы в работе современных архитекторов с историко-архитектурными стилями и их отдельными компонентами, было установлено, что исторические реминисценции в архитектуре Санкт-Петербурга 1990‒2000-х гг. в подавляющем большинстве используются в целях создания контекстуальности внешнего облика здания.Такой подход соотносится с общими тенденциями формирования постсоветской архитектуры России, развивающейся в то время в русле архитектурного постмодернизма, распространение которого было связано с децентрализацией архитектурного процесса и отрицанием модернизма как универсального архитектурного языка. Особенности развития постмодернистской архитектуры в российском контексте заключаются в её коммерческой направленности и признании приоритета потребительских ожиданий, т.е. возможности заказчика влиять на выбор стилистики здания, а также распространении практик контекстуального проектирования, обращении к локальным архитектурным традициям.В Санкт-Петербурге, в отличие от примеров Москвы и Казани, преобладала вторая тенденция (не исключая влияния личных предпочтений заказчика в отдельных случаях, например, в проекте бизнес-центра «Лиговский»), как и в архитектуре Нижнего Новгорода. Однако, если нижегородские архитекторы образовали архитектурную школу, то об архитекторах Санкт-Петербурга сложно говорить в таких категориях, скорее, их можно назвать региональным сообществом, которое сложилось под влиянием важного исторического контекста города с многолетней историей и необходимости учитывать его при строительстве новых зданий.При выполнении формального анализа жилых объектов и общественных зданий Санкт-Петербурга 1990‒2000-х гг. удалось выяснить, что среди современных проектов встречаются как примеры фоновой застройки (жилые дома, подражающие стилю модерн и обладающие стандартизированным набором решений), так и примеры эклектичной «неоклассики», эксперименты с «осовремениванием» классических архитектурных элементов за счёт использования новых материалов и изменения их пропорций и масштабов, проекты в русле общемирового постмодернизма с присущей ему символической образностью.