Интерпретация историко-архитектурных стилей в архитектуре Санкт-Петербурга 1990‒2000-х гг.

Скачать дипломную работу на тему: Интерпретация историко-архитектурных стилей в архитектуре Санкт-Петербурга 1990‒2000-х гг.. В которой определено влияние произошедших в России социально-политических изменений на развитие сферы строительства для дальнейшего понимания специфики российской архитектуры обозначенного периода.
Author image
Ekaterina
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
10.12.2024
Объем файла
21320 Кб
Количество страниц
64
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2000 руб.
2500 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение

Развитие российской архитектуры 1990–2000-х характеризуется поиском формального языка, соответствующего потребностям новых заказчиков и задачам рыночной экономики. Одним из путей обновления архитектурного образа российских городов было обращение к уже сложившимся стилям. Постсоветская архитектура наглядно демонстрирует процесс трансформации исторических стилей под новые условия и функции. Архитектурные мотивы прошлого в отдельных постройках получают неожиданные интерпретации, перестают быть лишь подражанием историческому прототипу, что связано как с возможностью применения новых строительных материалов и технологий, так и с общим умонастроением архитекторов того времени.В случае развития современной архитектуры Санкт-Петербурга справедливо говорить о ситуации отличной от большинства российских городов. Это можно объяснить большей, нежели в других городах, степенью необходимости сделать современное здание естественным продолжением сложившегося архитектурного облика города, вписать его в историческую застройку. В ходе поиска современного «петербургского стиля» архитекторы экспериментируют с разнообразным арсеналом средств — от поверхностного использования декоративных элементов, отсылающих к стилям прошлого, до аналитической работы с объёмно-планировочной структурой, тонкой стилизацией и образностью фасадов — изучение которых видится важным аспектом в формировании представлений о современной архитектуре России.

Оглавление
Введение…………………………………………………………………...…...…3
Глава 1. Общие тенденции развития российской архитектуры 1990–2000-х гг.
1.1 Влияние социально-политических изменений на сферу архитектуры и строительства …………………………………………………………………...8
1.2 Специфика художественного языка архитектуры 1990–2000-х гг...15
Глава 2. Историко-архитектурные стили в гражданских постройках Санкт-Петербурга 1990–2000-х гг.
2.1 Жилые дома и комплексы…………………………………………….23
2.2 Общественные здания………………………………………………...32
Глава 3. Взаимодействие современной архитектуры Санкт-Петербурга и исторического контекста
3.1. Критика современной архитектуры Санкт-Петербурга.…..…...….41
3.2 Контекстуальность архитектуры Санкт-Петербурга 1990‒2000-х гг…………………………………………………………………………………..43
Заключение……………………………………………………………………...48
Список литературы………………………………………………………………51
Список электронных ресурсов………………………………………………….53
Список иллюстраций…………………………………………………………….59
Иллюстрации……………………………………………………………………..66

Список иллюстраций
Архитектурная мастерская «Евгений Герасимов и партнёры». Кондоминиум в Купчино. 1993‒1995. Санкт-Петербург, Бухарестская ул., 59. URL: https://archi.ru/projects/russia/16149/kondominium-v-kupchino (дата обращения: 23.10.2022).
Дорофеев А.И. Шишков В.Г. Жилой комплекс «Подкова». 2000‒2003. Санкт-Петербург, Ленинский пр., 149. URL: https://www.citywalls.ru/house12774.html (дата обращения: 23.10.2022).
Лапшина М.И., Томило Д.Я. Жилой комплекс. 2000‒2003. Санкт-Петербург, Богатырский пр. 2, Коломяжский пр, 20, Аэродромная ул., 1. URL: https://www.citywalls.ru/house5887.html (дата обращения: 23.10.2022).
Архитектурная мастерская Шендеровича А.Р. Жилой дом (отель «Simple Bon Voyage»). 1995. Санкт-Петербург, Карповки наб., 23. URL: https://www.citywalls.ru/house1319.html (дата обращения: 19.11.2022).
Козлов Н.П. Доходный дом Н.И. и П.С. Козловых. 1906‒1907. Санкт-Петербург, Карповки наб., 25. URL: https://www.citywalls.ru/house1320.html (дата обращения: 19.11.2022).
Архитектурная мастерская «Intercolumnium». Жилой дом «Северный модерн на Петроградской». 1999. Санкт-Петербург, Подрезова ул., 18. URL: https://www.citywalls.ru/house6124.html (дата обращения: 23.10.2022).
Претро И. Доходный дом К.Т. Дидвига. 1911. Санкт-Петербург, Подрезова ул., 20. URL: https://www.citywalls.ru/house6125.html (дата обращения: 23.10.2022).
Бальский Н.Г. Смолин В.В., Ясс В.Н. Жилой дом. 2004. Санкт-Петербург, Карповки наб., 10. URL: https://kanoner.com/2013/04/26/110022/ (дата обращения: 22.10.2022).
Архитектурная мастерская Рейнберга и Шарова. Дом Мод Плюс. 1998. Санкт-Петербург, Каменноостровский пр., 37. URL: https://www.citywalls.ru/house16016.html (дата обращения: 22.10.2022).
Архитектурное бюро «Студия-17». Жилой дом. 1997. Санкт-Петербург, 2-я линия В.О., 27. URL: https://www.citywalls.ru/house386.html (дата обращения: 21.10.2022).
Постельс фон Ф.Ф. Доходный дом И.Ф. Смирнова. 1906‒1907. Санкт-Петербург, 2-я линия В.О., Репина ул., 30.

В ходе работы над исследованием, основанным на составленном автором перечне архитектурных объектов, по его мнению, отражающих основные подходы в работе современных архитекторов с историко-архитектурными стилями и их отдельными компонентами, было установлено, что исторические реминисценции в архитектуре Санкт-Петербурга 1990‒2000-х гг. в подавляющем большинстве используются в целях создания контекстуальности внешнего облика здания.Такой подход соотносится с общими тенденциями формирования постсоветской архитектуры России, развивающейся в то время в русле архитектурного постмодернизма, распространение которого было связано с децентрализацией архитектурного процесса и отрицанием модернизма как универсального архитектурного языка. Особенности развития постмодернистской архитектуры в российском контексте заключаются в её коммерческой направленности и признании приоритета потребительских ожиданий, т.е. возможности заказчика влиять на выбор стилистики здания, а также распространении практик контекстуального проектирования, обращении к локальным архитектурным традициям.В Санкт-Петербурге, в отличие от примеров Москвы и Казани, преобладала вторая тенденция (не исключая влияния личных предпочтений заказчика в отдельных случаях, например, в проекте бизнес-центра «Лиговский»), как и в архитектуре Нижнего Новгорода. Однако, если нижегородские архитекторы образовали архитектурную школу, то об архитекторах Санкт-Петербурга сложно говорить в таких категориях, скорее, их можно назвать региональным сообществом, которое сложилось под влиянием важного исторического контекста города с многолетней историей и необходимости учитывать его при строительстве новых зданий.При выполнении формального анализа жилых объектов и общественных зданий Санкт-Петербурга 1990‒2000-х гг. удалось выяснить, что среди современных проектов встречаются как примеры фоновой застройки (жилые дома, подражающие стилю модерн и обладающие стандартизированным набором решений), так и примеры эклектичной «неоклассики», эксперименты с «осовремениванием» классических архитектурных элементов за счёт использования новых материалов и изменения их пропорций и масштабов, проекты в русле общемирового постмодернизма с присущей ему символической образностью.