Модели рынка соотношение конкуренции и власти
Введение
Современная экономика – это постоянное движение товаров, денег, услуг и доходов, которые постоянно находиться в круговороте потребления. Товары производятся и доставляются в самые отдаленные места, где люди могут противопоставить им другие товары, либо денежные доходы, получение от продажи своих товаров. Эти потоки движутся навстречу друг другу для взаимного обмена. Если их количественные и качественные параметры совпадают и соответствуют потребностям людей, их обмен состоится. В результате обмена одни участники рыночных отношений получают необходимые товары, а другие – денежный эквивалент этих товаров.
Изучаемая мной тема, а именно «Модели рынка: соотношение конкуренции и власти» является довольно актуальной, так как важно понимать модель рынка, поскольку это определяет характер действий, которые необходимо предпринимать для успешной конкуренции.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОДЕЛЕЙ РЫНКА …………………….5
1.1. Понятие рынка в экономической теории. Эволюция моделей рынка…5
1.2. Рынок совершенной конкуренции………………………………………8
1.3. Модели рынка несовершенной конкуренции…………………………12
2. КОНКУРЕНЦИЯ И ВЛАСТЬ В РАЗЛИЧНЫХ МОДЕЛЯХ РЫНКА…20
2.1. Понятие конкуренции, ее виды и степень проявления в моделях рынка………………………………………………………………………………...20
2.2. Понятие рыночной власти и её объем в зависимости от типа рынка…23
2.3. Понятие, условия возникновения и последствия монопольной власти………………………………………………………………………………..25
2.4. Монопольная власть на примере ПАО «Газпром»…………………....30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...36
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….38
ПРИЛОЖЕНИЯ
Список литературы
1) eq Законодательные акты
1. Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» N 948-1 от 22 марта 1991 года (в ред. Федерального закона от 07.03.2005 N 13-ФЗ).
2) eq Учебники, eq eq учебные eq пособия, eq монографии
2. Экономика бизнеса: конкуренция, макростабильность и глобализация / Д.Макализ ; пер.с англ. – 4-е изд., электрон.-М.: Лаботория знаний, 2020.-698с.
3. Станковская И.К. Экономическая теория : учебник / И.К. Станковская, И.А. Стрелец. – Ростов н/Д: Феникс,2017. – 428 с.
4. Микроэкономика : учебник и практикум для вузов / Г. А. Родина [и др.] ; под редакцией Г. А. Родиной. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 312 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-16128-1. — URL : https://urait.ru/bcode/5304905. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: учебник / Р.М. Нуреев. – 3-е изд., испр. и доп. – М: Норма: ИНФРА-М, 2018.-624 с.
6. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: учебник / Р.М. Нуреев. – 2-е изд., изм. – М.: Норма,2014. – 576 с.
7. Васильев В.П. Экономика: учебник и практикум для вузов / В.П.Васильев, Ю.А.Холоденко. – 3-е изд.,перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2023. - 316 с.
8. Конкуренция и конкурентоспособность : учебное пособие / А. Г. Мокроносов, И. Н. Маврина. – Екатеринбург : Изд-во Урал ун-та, 2014.- 194 с.
9. Овчаренко Н.А., Сидоренко Т.Н., Новикова Е.П. Основы управления развитием конкуренции в субъектах Российской Федерации. Учебное пособие. – Краснодар: Издательство: Краснодарский центр научнотехнической информации (ЦНТИ). 2016. – 182 c
10. Ивасенко А. Г. Микроэкономика : учебное пособие / А.Г. Ивасенко, Я.И. Никонова. — м. : кнорус, 2013. — 280 с.
11. Микроэкономика: учеб.пособие / Т.А.Яколева, О.В.Бондаренко, О.С.Олиферов ; под общ.ред. Т.А.Яколевой. – Комсомольск-на-Амуре:ФГБОУ ВПО «КнаАГТУ»,2014-132с.
На олигополистическом рынке конкурируют между собой несколько крупных фирм (от двух до десяти), и вступление на этот рынок новых фирм затруднено. Когда на рынке господствуют 2-3 фирмы, то говорят о жёсткой олигополии. Расплывчатая олигополия – ситуация, когда 6-7 фирм делят 70-80 % рынка. Различают однородную и дифференцированную олигополию. Однородная олигополия существует в отраслях, которые производят стандартизированную продукцию. Например, производство стали, цемента, сахара и другие. Дифференцированная олигополия предполагает производство дифференцированной продукции (автомобили, телевизоры, сигареты и другие).
Если на рынке действуют два производителя, то такой тип рынка называется дуополией. Дуополия – это частный случай олигополии, встречающийся чаще в теоретических моделях, чем в реальной жизни.
Характерной особенностью олигополии является то, что фирмы, входящие в нее, принимают все решения совместно.