Влияние изменений налогового законодательства на бюджетную сферу Российской Федерации
Введение
Актуальность темы работы определена тем, что одним из стабилизаторов экономического роста является налоговая политика. Роль налогов, а, следовательно, расчетов с бюджетом очень значительна. Налоги не только являются основной доходной частью консолидированного бюджета страны, но и выступают как один из приоритетных инструментов регулирования экономики и социальной сферы, поскольку с их помощью государство оказывает влияние на распределение национального дохода.
В современных условиях соблюдение налогового законодательства в полном объёме гарантирует достаточность доходной части государственного бюджета, но на практике это невозможно без эффективного устранения налоговых рисков через функционирование слаженной системы налогов и сборов, так как уклонение от налогов – распространённая практика в любой стране.
Содержание
Введение 3
1. Налоговое законодательство и бюджетная сфера Российской Федерации 5
1.1 Механизм налогового законодательства РФ 5
1.2 Дискреционная фискальная политика и встроенные стабилизаторы экономики 10
1.3 Сущность федерального бюджета и его функции 14
2. Анализ федерального бюджета РФ и роль в нем налоговой политики 21
2.1 Источники формирования федерального бюджета РФ 21
2.2 Влияние налогового законодательства на финансовую сферу РФ 26
3. Направления совершенствования налоговой системы с целью повышения доходной части бюджета РФ 33
3.1 Проблемы совершенствования налоговой системы РФ 33
3.2 Реализация налоговой политики как инструмент увеличения бюджета РФ 38
Заключение 43
Список литературы 45
Список литературы
Нормативно-правовые акты
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) //СПС КонсультантПлюс
Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 28.12.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023) //СПС КонсультантПлюсНалоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 28.12.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023) //СПС КонсультантПлюс Федеральный закон от 05.12.2022 № 466-ФЗ «О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» //Российская газета, № 278, 08.12.2022 (опубликован без приложений)
Письмо ФНС России от 03.06.2016 № ЕД-4-15/9933@// СПС КонсультантПлюс Постановление Правительства РФ от 12 апреля 2019 г. № 439 «Об утверждении Правил формирования перечня налоговых расходов Российской Федерации и оценки налоговых расходов Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюсЛитература
Агузарова Ф.С. Роль региональных и местных налогов в формировании доходов консолидированных бюджетов субъектов России // Международный бухгалтерский учет. 2020. № 3. С. 329 - 341.
Акимова В.Г., Литвинова К.Ю., Штукмастер И.Б., Кузнецов А.Б. Пределы вмешательства в налоговое планирование при налоговом администрировании // Закон. 2019. № 5. С. 168 – 170.
Боженок С.Я. Источники государственных доходов. М.: Литера, 2020. – 340 с.
Бюджетное право: учебник / Н.Д. Вершило, Т.А. Вершило, О.Н. Горбунова и др.; под ред. И.А. Цинделиани. М.: Проспект, 2018. 400 с.
Воронина Л.П. Социально-экономические последствия изменения налогового законодательства // Вопросы управления. 2020. № 2 (63). С. 85-94.
Данченко С.П. Налоговое администрирование крупнейших налогоплательщиков - 2018: новые Критерии // Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения. 2018. № 4. С. 64 - 6.
Достигается сбалансированность бюджета как инструмента эффективного управления различными способами. В тех случаях, когда доходная и расходная части бюджета изначально принимаются в равных значениях, сбалансированность бюджета достигается автоматически. Если же бюджет несбалансирован, возможно возникновение его дефицита или профицита.
Таким образом, понятие прогнозирования и формирования бюджета как инструмента эффективного управления обозначает бюджетную деятельность как процесс реализации расходной части бюджета, развертывания основного метода этой деятельности, которым является планирование. В целом главная цель прогнозирования и формирования бюджета как инструмента эффективного управления заключается в обеспечении эффективного и равномерного распределения экономической активности, устойчивого функционирования экономики и роста уровня жизни населения.