Образовательная политика японской колониальной администрации в Корее: меры по ассимиляции корейского населения в системе начального и среднего образования
ВведениеОбщая характеристика и краткое содержание работыВыпускная квалификационная работа посвящена одной из ключевых тем в корейско-японских отношениях, а именно – проблеме образования в период колониального правления. Период колонизации и Корейской войны до настоящего времени является одним из самых спорных в истории как Японии, так и самой Кореи. Система японского протектората и последующее включение полуострова в состав империи оказали значительное влияние на развитие и будущее истории государств региона. После освобождения от японского владычества Корея была разделена на Северную и Южную в силу внешних и внутренних факторов. И Республика Корея, и КНДР рассматривают колониальный период не только как «годы японской оккупации», но и как источник национальных идей и мифов. И Северная, и Южная Корея рассматривали колониальную эпоху как время потерь и испытаний корейского народа, но КНДР по-прежнему придерживается подобной риторики по идеологическим и политическим причинам.
Оглавление
Введение 4
Общая характеристика и краткое содержание работы 4
Обзор использованных источников 7
Состояние научной разработки проблемы 14
Глава 1. Образовательная политика в 1910-1919г. – «сабельный режим» 27
1.1 Основные концепции японской политики в Корее в период «сабельного режима» 27
1.2. Практическая реализация ассимиляционной политики в Корее в 1910 - 1919 гг. 44
Глава 2. Образовательная политика в 1919-1937 г. - «культурное управление» 56
2.1. Основные концепции японской политики в Корее в период «культурного управления» 59
2.2 Практическая реализация ассимиляционной политики в Корее в 1919 - 1937 гг. 69
Глава 3. Образовательная политика в 1937-1945г. - «период ассимиляции» 83
3.1 Основные концепции японской политики в Корее в период «активной ассимиляции» 84
3.2. Практическая реализация ассимиляционной политики в Корее в 1937 - 1945 гг. 93
Заключение 104
Библиография 108
библиография литературы по Корее на русском и западноевропейском языках (с XIX века по 2007 год). – М.: Первое марта, 2008.
Ли Ги Бэк. История Кореи: новая трактовка / Ли Ги Бэк; Пер. с кор. под. ред. С.О. Курбанова. - М.: Первое марта, 2000.
Ли Мёнхва. Идеология принудительного объединения и колониальная образовательная политика японских империалистов // Исследования по теории корейского движения за независимость. Вып. 39. 2011 С. 114
Ли Чен Вон. Очерки новой истории Кореи / пер. с кор. А.М. Пака. – М.: Изд-во иностр. лит-ры, 1952
Овчинникова Л.В. Секретные издания японского генерал-губернаторства как источник изучения колониального периода корейской и японской истории (1920-1945) // Вестник Московского ун-та. Сер. 13 Востоковедение. – 2009. - № 3.
Отчет по расследованию фактов про- японских антинациональных действий. Т. Ш-3. Сеул, 2009. С. 197. Цит. по. Артемьев Е. М. Указ об образовании 1911 г. как инструмент японской политики ассимиляции в корейском генерал-губернаторстве // Вестник Центра корейского языка и культуры Выпуск 16. - СПб.: СПБГУ, 2014
Пак М.Н. История и историография Кореи. – М.: Восточная литература, 2003
Пак, В.П. Просветительское движение и система образования в Корее во 2-й половине XIX - начале XX вв. — М.: ГРВЛ, 1983
Сон Ен Чжон. Очерк корейской истории / Сон Ен Чжон, Пак Ен Хэ, Ким Ён Ган. - Пхеньян.: Изд-во лит-ры на иностр. яз. - Кн.1. - 1992.
Суть и цель изменения японскими властями учебников истории. - Пхеньян: Издательство литературы на иностранных языках, 2001
Тертицкий Ф.К. Образовательная политика Японии в колониальной Корее // Вестник РГГУ. 2012. №20: Востоковедение: Африканистика.
Тихонов В.М., Кан Мангиль. История Кореи: В 2 т. Т. 1: С древнейших времён до 1904 г. – М.: Наталис, 2011
Тихонов В.М., Кан Мангиль. История Кореи: В 2 т. Т. 2: Двадцатый век / Корея 1905-1945 гг. (В.М. Тихонов); Южная Корея: 1945-1992 гг. (Кан Мангиль). – М.: Наталис, 2011
Высказывалась надежда, что это в конечном итоге приведет к тому, что корейцы ассимилируются и станут послушными и покорными подданными императора. Однако исходя из последующих шагов колониальной администрации, данный документ не смог коренным образом повлиять на политику японской администрации, реализация которой впоследствии встретилась именно с теми проблемами, которые описывались в «комментариях».
Согласно доступным данным, можно сказать, что система образования, созданная по мотивам Указа, вызывала у жителей колонии недоверие и сопротивление. Этот эффект можно объяснить несколькими причинами. Во-первых, корейцы крайне негативно относились к реорганизации частных школ, многие из которых были основаны прошлым правительством, в школы, подконтрольные генерал-губернаторству.