Необходимость использования математических методов для философского прогресса
Аннотация. В статье реконструируется вариант философско-математического синтеза изучения И. Канта, выражающийся в антиномико-синтетическом взаимодействии философии и математики при формировании эстетического идеала. Представляя различные и даже противоположные пути духовного освоения человеком мира, философия и математика, согласно Канту, отражают соответственно аксиологический и познавательный аспекты человеческой культуры. Разведя мир природы и мир свободы, показав их несводимость друг к другу, их автономность и противоположность, Кант производит их синтез на более высоком уровне, где познание и нравственность выступают как стороны единого процесса культуры, ядром которого выступает эстетический идеал.
Ключевые слова: взаимосвязь философии и математики, И. Кант, рассудок, созерцание, сила воображения, мир природы и мир свободы, синтез, эстетический идеал
Литература
Гулыга А. Эстетика Канта // Кант И. Критика способности суждения. М., 1994. С. 9–35.
Хасанов М.Ш. и Петрова В.Ф// История и философия науки. М., 2011, Алматы, С. 7-17.
Кант И. Критика способности суждения. М.: Мысль, 1994. 591 с.
Кант И. Критика чистого разума // Кант И. Собр. соч: в 8 т. Т. 3. М.: Чоро, 1994. 741 с.
Кант И. Основы метафизики нравов // Кант И. Соч.: в 6 т. Т. 4(1). М.: Мысль, 1965. С. 219–310.
Кант И. Метафизические начала естествознания // Там же. Т. 6. М.: Мысль, 1966. С. 53–176.
Мануйлов В.Т. Конструктивность обоснования математического знания в философии математики И. Канта // Проблема конструктивности научного и философского знания: сб. ст. Курск, 2001. Вып.1. С. 29–61.
Налимов В.В. В поисках иных смыслов. М.: Прогресс, 1993. 260 с.
Перминов В.Я. Праксеологический априоризм и стратегия обоснования математики // Математика и опыт / под. ред. А.Г. Барабашева. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2003. С. 56–95.
Прокл. Комментарий к Первой книге «Начал» Евклида. Введение. М.: Греколатинский кабинет, 1994. 224 с.
И так как построения объектов в чистом созерцании осуществляются независимо от возможности их эмпирического построения (а часто такое построение эмпирически вообще невозможно), эти построения, а также основанные на них суждения Кант называет a priori.
Итак, прокловскому различению чувственного восприятия и «воображаемой материи» у Канта соответствует противопоставление эмпирического и чистого созерцания. Причем Кант явно называет это чистое созерцание – «пространство и время», представляющие тот универсальный фундамент, который мысленный эксперимент обнаруживает в основе всякого нашего представления [Кант 1994b: 64]. Математическое мышление, по Канту, есть пространственно-временное конструирование, а предмет математики – пространство и его отношения, временная динамика пространственных конструкций [Кант 1994b: 67, 76–77, 528–529]. Рассмотрим подробнее это представление.
В познавательном процессе Кант различает содержание и форму. Сод