Символика цвета и света в романе “Мастер и Маргарита” М. А. Булгакова

Скачать курсовую с рассмотрением особенности употребления вопросно-ответной формы изложения, классифицировать вопросы и ответы писем.
Author image
Askar
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
27.11.2024
Объем файла
69 Кб
Количество страниц
23
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
400 руб.
500 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВведениеВ настоящее время происходят изменения во всех сферах общества, которые влияют на человека как с положительной точки зрения, так и с отрицательной. Современный социум развивается нестабильно, происходит замедление общественного роста, следовательно, можем говорить о социально-культурных вызовах. Это
1) новые образовательные стандарты, направленные на создание «человека будущего»,
2) пересмотр личностных ценностей, утверждение в обществе доминирования индивидуализма, когда высшим смыслом существования является получение удовольствия,
3) потеря культурных ценностей, пренебрежение традициями малых народов в результате стремительно развивающихся процессов глобализации и войн,
4) растущая религиозная нетерпимость, радикальность,
5) необразованность населения и т.д.
Об этих и других проблемах писал Д. С. Лихачев в «Письмах о добром и прекрасном». 

Содержание

Введение 3

Часть 1. «Мастер и Маргарита» как «закатный роман» М. А. Булгакова 6

1.1. Творческая история романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» 6

1.2.  Жанровое своеобразие романа 11

1.3. Художественные особенности романа 14

Часть 2. Символическая функция цветописи и светописи в романе  М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» 20

2.1. Цветопись и светопись как прием передачи художественного смысла произведения 20

2.2.  Цветовые символические значения в романе 21

2.3. Световое оформление «Мастера и Маргариты» 21

Заключение 22

Библиографический список 23

списокСоколов Б. В. Булгаковская энциклопедия. М.: Локид; Миф, 1996.
Белобровцева И. З., Кульюс С. К. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Комментарий. М.: Книжный клуб «36.6», 2007.
Амусин М. Ф. «Ваш роман вам принесёт ещё сюрпризы» (О специфике фантастического в «Мастере и Маргарите») // Вопросы литературы. 2005. № 2. С. 111–123.
Петров В.Б. Цветопись в романистике Михаила Булгакова // Проблемы истории, филологии, культуры. М., 2000. Вып. 9. С 348-355.
Новикова. М.А., Шама И.Н. Символика в художественном тексте. - Запорожье, 1996.Осиненко В. А.: Тайны романа "Мастер и Маргарита"
Соколов Б. В.: Расшифрованный Булгаков. Тайны "Мастера и Маргариты"
Гапоненков А.А.: "Мастер и Маргарита" М.А. Булгакова - жанровое своеобразие романа
Миронова Л.Н. Цветоведение. – Минск: Высшая школа, 1984. – 284 с.
Петренко В.Ф. Взаимосвязь эмоций и цвета // Петренко В.Ф. Основы психосемантики. – М.: МГУ, 1997. – С.205 – 213.
Новикова, Ю. В. Мениппейные характеристики текста романа М.А. Булгакова "мастер и Маргарита" / Ю. В. Новикова // Балтийский гуманитарный журнал. – 2021. – Т. 10. – № 2(35). – С. 309-313. – DOI 10.26140/bgz3-2021-1002-0081. – EDN BMCQQV.
Силаев, В. В. Оппозиция "свет / тьма" в художественной структуре романа М.А. Булгакова "мастер и Маргарита" / В. В. Силаев // М.А. Булгаков и булгаковедение в научном и образовательном пространстве : сборник научных статей. – Москва : Московский городской педагогический университет, 2011. – С. 187-191. – EDN XVVQFX.
Агеев, Б. Цепь молчания, или черт все устроит : Мастер и Маргарита М. Булгакова как роман-инициация / Б. Агеев // Москва. - 2004. - N 11. - С. 192 - 212.
Ладыгин, М. Б. "Мастер и Маргарита" Булгакова и традиции романтического романа : (к вопросу о типологии жанра) / М. Б. Ладыгин // Образование в современной школе. - 2009. - № 10. - C. 18-31
 

Напечатан роман был в журнале «Москва» в 1966 (№ 11) и 1967 (№ 1) годах с многочисленными цензурными купюрами. Было сделано в общей сложности 159 купюр: 21 в первой части и 138 во второй (примерно 12%) текста, в основном пострадали страницы, относящиеся к римской и советской тайной полиции, а также указывающие на сходство древнего и современного мира; ослаблялась роль и нравственная сила «истины» Иешуа и т.п.
Если кратко попытаться обозначить путь, который прошел М. Булгаков в своей работе над романом, то его можно обозначить как путь от злободневной сатиры к философии, к общечеловеческим, «вечным» проблемам.