Психологические особенности проявления школьной тревожности у подростков
Исследование психологами проблемы школьной тревожности занимает устойчивое положение в современной педагогической и психологической науке. Школьная тревожность привлекает особое внимание, потому что выступает ярким признаком школьной дезадаптации ребенка и отрицательно влияет на его эмоциональное состояние. Согласно данным статистики, число тревожных подростков постоянно увеличивается. Дети с выраженной тревожностью обладают повышенным беспокойством, неуверенностью в свои силы и способности, неустойчивым психологическим фоном. Появление тревожности связано с рядом причин. Это может быть неудовлетворение возрастных потребностей подростка, его ограничение в самостоятельности, а также растущие желания ребенка в самовыражении и самореализации.
В широком смысле, понятие «тревога» определяется как эмоционально негативное состояние, которое возникает в ситуации неопределенной опасности и проявляется в ожидании неблагополучного развития событий [3].
Содержание не найдено
Литература
1. Крайг, Г. Психология развития: монография / Г Крайг. – СПб.: Питер, 2005. – 940 с.
2. Мазепина, Т. А. Особенности школьной тревожности детей среднего школьного возраста / Т. А. Мазепина // Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, развитие, социализация: материалы Всероссийской научно-практической конференции. – 2013. – № 1. – С. 259-261.
3. Микляева А.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция // А.В. Микляева, П.В. Румянцева. – СПб.: Речь, 2004. – 248 с.
4. Прихожан, А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // А.М. Прихожан. Психологическая наука и образование. – 1998, № 2. С. 102–104.
5. Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика // А.М. Прихожан. – М.:МПСИ; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. – 304 с
возрасте ребенок получает полное представление об основных жизненных понятиях, существующих идеалах и ценностях, и составляет мнение о себе, об окружающих людях, о своих умениях и способностях [1]. Для развития таких представлений ребенок, безусловно, должен находиться в адаптированных социальных условиях, и для данной возрастной группы таким условием является школа.
А.В. Микляева рассматривает школьную тревожность как отдельный вид тревожности – «это широкое понятие, включающее различные аспекты устойчивого школьного эмоционального неблагополучия» [3, с. 12]. Школьная тревожность выражается в повышенном беспокойстве, волнении ребенка в учебных ситуациях, в ожидании плохого отношения к себе, в отрицательной оценке со стороны педагогов и сверстников. Ребенок зачастую чувствует свою неполноценность, не уверен в правильности своего поведения, объективности своих решений. Что касается причин возникновения школьной тревожности у подростков, то психологи выделяют следующие: отрицательны