Ресоциализация несовершеннолетних осужденных в местах лишения свободы
Введение
Главная цель воспитательных колоний — перевоспитание осужденных несовершеннолетних. Согласно данным, размещенным на сайте Федеральной службы исполнения наказания, на 2019 год в Российской Федерации существует 23 воспитательные колонии для лиц, не достигших совершеннолетия. (в том числе 2 воспитательные колонии для девушек). Количество воспитательных колоний с 2007 года сократилось практически в 3 раза. На 2007 год их насчитывалось 62. Самым распространенным преступлением, за которое отбывают наказание в колонии, по статистике, представленной на сайте, является разбой. Колонии делятся, также как и взрослые,на женские и мужские. В воспитательных колониях разные условия содержания: обычные, облегченные, льготные и строгие. [1]
Список литературы
1) Федеральная служба исполнения наказания. Характеристика лиц, содержащихся в воспитательных колониях для несовершеннолетних https://fsin.gov.ru/structure/inspector/iao/statistika/Xar-ka%20v%20VK/
2) "Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации" от 08.01.1997 N 1-ФЗ (ред. от 23.11.2020)
3) Ресоциализация несовершеннолетних осужденных: опыт Канской воспитательной колонии [Электронный ресурс] / Н.Ф. Яковлева, В.А. Карапчук, Н.М. Харламова; под общ. ред. Н.Ф. Яковлевой. – 2-е изд., стер. –М. : ФЛИНТА, 2014. - 212с.
4) ФКУ Архангельская воспитательная колония http://avk.ufsin29.ru/news/?ELEMENT_ID=11455) Официальный сайт ГУФСИН России по Иркутской области https://38.fsin.gov.ru/news/detail.php?month=8&year=2020&ELEMENT_ID=4763296) Барышева А.В. Проблемы организации школы подготовки осужденных к освобождению в исправительных учреждениях. https://novainfo.ru/article/5900
7) Маркеева, М. В. Социальная реабилитация и адаптация несовершеннолетних осужденных в условиях воспитательной колонии / М. В. Маркеева, И. Г. Кораблева, К. А. Кораблева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 23 (103). — С. 88
8) Приказ Минюста РФ от 13 января 2006 г. N 2"Об утверждении Инструкции об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также оказании помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы"
9) Фейзуллаев Ф.М. Уголовно-правовая характеристика групповых групповых преступлений, совершаемых несовершеннолетними осужденными в местах лишения свободы: дис. канд. юрид. наук: 12.00.08 / Фейзуллаев Фирудин Махрамали оглы. – Рязань, 2015. – 204 с.
10) Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция)
Находясь в воспитательной колонии, обучение также можно продолжать и до 11 класса, после успешной сдачи единого государственного экзамена, желающие подают документы для получения высшего образования в высшее учебное заведение. Таким осуждённым предоставлена возможность обучения в вузах на заочной форме обучения. Практика показывает, что большинство осужденных для дальнейшего обучения выбирают профессиональные училища в силу слабого усвоения школьной программы. Проблема низкого качества образования обусловлена прежде всего такими факторами как отклонения в психофизическом развитии (каждый третий осужденный Канской воспитательной колонии состоит на учете у психиатра), низкая познавательная активность, социально - культурная и социально - педагогическая запущенность. Необходимо отметить о том, что существующие школы в воспитательных колониях помимо образовательной осуществляют валеологическую функцию, функцию самоактуализации, а также правовой защиты и охраны. В учреждениях, принимающих осужденных, данным направлениям деятельности должно уделяться отдельное повышенное внимание, потому что главной специфической функцией всех исправительных учреждений является ресоциализация.[там же, 3]Примером проведения мероприятий по перевоспитанию несовершеннолетних может послужить праздничный концерт, посвященный Дню матери. Мероприятие было проведено 25 ноября 2018 года в Архангельской воспитательной колонии. Концерт провели в необычной форме – главными героями стали участники конкурса чтения стихов. Воспитанники рассказывали наизусть произведения, стараясь передать искренние чувства по отношению к родителям. В жюри были педагог русского языка и литературы. В целях стимулирования участники были награждены грамотами в различных номинациях. В завершение концерта представители родительского комитета поблагодарили учителей за организацию данного мероприятие. [4]