Методологический подход Э.Дюркгейма и его использование в социологических теориях
ВВЕДЕНИЕ
Существует большое число популярных и значимых людей 19-20 веков. Более значимые открытия и теории были выдвинуты в то время социологом из Франции Эмилем Дюркгеймом. Он часто отталкивался от научных соображений Г. Спенсера и О Конта, автор их труды дополнил и развил более в широком плане. Ранее была выдвинута теория общества – единый социальный организм, где Дюркгейм смог рассмотреть более серьезно и обширно. Автор подчеркивал, что в этой теории должны быть в гармонии все составляющие элементы для сохранения единого целого.Эмиль Дюркгейм – это первый человек, создавший социологию единой наукой, профессией или она рассматривалась предметом, который преподавали студентам. Идеи автора часто появлялись в различных отраслях познаний социологии, начиная с общей социологической теории заканчивая эмпирическими и прикладными исследованиями. Теории автора, выдвинутые в 20 веке, имеют взаимосвязь и отображаются во Французской социологической школе. Во время образования Французской социологической школы все страны и регионы мира формировали социологию, как научную деятельность – науку, с помощью идей и теоретических умозаключений Дюркгейма.Автор постоянно был противоположником индивидуалистических и психологических подходов в объяснении явлений жизни общества. В результате которых главными явлениями оказывались внутренние, осознанные факторы и интересы людей.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 5
1 Формирование научных взглядов Э. Дюркгейма 7
1.1 Предпосылки и социальные условия формирования Э. Дюркгейма как социолога 7
1.2 Дюркгейм как предшественник методологического подхода 8
2 Работы Э. Дюркгейма и их использование в социологических теориях 12
2.1 Сравнение социологизма и натурализма в работах Э. Дюркгейма 12
2.2 Сущность теории методологического подхода Э. Дюркгейма и его использование в социологических теориях 13
3 Вклад Э. Дюркгейма в развитие современной социологии 21
3.1 Социологическое образование в 19 – начале 20 вв. 21
3.2 Э. Дюркгейм и современность 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М.: Издательская группа «Прогресс», 2019. 608с.
Афанасьев В.В. Социология истории: учебное пособие. М: Инфра-М, 2020. 237с.
Батурин В.К., Батурина И.В. Социология: учебник для бакалавров. Москва: Юнити-Дана, 2019. 311с.
Волков Ю.Г., Лубский А.В. Основы социологии и политологии: Учебное пособие. М.: Альфа-М, НИЦ ИНФРА-М, 2017. 224c.
Волков Ю.Г, Добреньков В.И, Нечипуренко В.Н. Социология: учебник. М.: Гардарики, 2018. 512с.
Горелов А.А. Социология: учебник. Москва: КноРус, 2020. 356с.
Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии: Учебное пособие для вузов. М., 2021. 216с.
Григорьев В.Е. Социология науки: учебник. Москва: Проспект, 2018. 383с.
Добреньков В.И. Социология: Краткий курс. М.: Инфра-М., 2018. 231с.
Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологических исследований. М.: Изд-во МГУ, 2021. 860с.
Дюркгейм Э. Лекции: Классическая западная социология XIX-XX века. М.: Инфра-М, 2019. 202с.
Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М. 2021. 149с.
Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М., 2019. 314с.
Иванов Д. В. Парадигмы в социологии: Учебное пособие. Омск, изд. ОмГУ, 2019. 72с.
Козырев Г.И. Социология: учебное пособие. Москва: Форум, 2018. 319с.
Кравченко А.И. Общая социология: учебное пособие для вузов. М.: Юнити, 2020. 479с.
Кравченко А.И. Социология: учеб. М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2019. 536с.
Кравченко А.И. Социология: Хрестоматия для вузов. М.; Екатеринбург: Академический проект: Деловая книга, 2019. 734с.
Лавриненко В.Н. Социология. Учебник для студентов высших учебных заведений. М.: ЮНИТИ, 2020. 138с.
Лавриненко В.Н., Нартов Н.А. Социология: Учебник для ВУЗ. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. 349с.
Латышева, В.В. Социология: учебник для академического бакалавриата. Москва: Юрайт, 2018. 244с.
Социологизм был непосредственно связан с решением главного философского вопроса. Дюркгейм признавал связь между сознанием и материей, указывал на происхождение общественного сознания из «социальной среды». Из того, что «общественная жизнь отчасти не зависит от организма, вовсе не следует, что она не зависит ни от какой материальной причины и что она должна быть поставлена вне природы», - писал он. «Все те факты, объяснение которым нельзя найти в строении тканей, исходят из свойств социальной среды» [7]. Суть его концепции заключалась в стремлении включить нравственные и религиозные явления в сферу явлений природы, «имеющих условия и причины», но в то же время сохраняющих свою специфику. Последнее привело к наделению общественного сознания такими качествами, которые превратили его в почти автономное явление, порождающее социальную жизнь как таковую [7].Дюркгейм проводил четкое различие между индивидуальным и коллективным сознанием. «Группа мыслей чувствует себя совершенно иначе, чем ее члены, если бы они были разделены. Так что если мы начнем с последнего, мы ничего не поймем из того, что происходит в группе» [13, c.154], - утверждал он. Французский социолог называл коллективным сознанием, то есть универсальный, психический тип общества, имеющий свой путь развития, несводимый к материальной основе, свои условия существования. Пытаясь выразить динамический аспект коллективного сознания, его спонтанный, нерегулируемый характер, Дюркгейм ввел термин «коллективные представления» для обозначения эмоционально окрашенных общих идей и убеждений. И по своему происхождению, и по содержанию они публичны, коллективны [13].При рассмотрении генезиса коллективного, или общего, сознания Дюркгейм опирался на идеи непрерывного развития природы и «творческого синтеза» простого в сложное. Отношения индивидов в обществе трактовались им как отношения ассоциации, в результате которых возникает новое качество - общественная жизнь как процесс деятельности.Учение, согласно которому в процессе общения и объединения индивидов возникает новое качество фактов взаимодействия и общения - социальная жизнь, получило у многих исследователей Дюркгейма название «ассоциационистского реализма» [2].