Мифология в истории культуры народов мира

Скачать реферат на тему: Мифология в истории культуры народов мира. В котором раскрыта роль и функции мифологии в развитии культуры человечества. Рассмотрено взаимодействие мифа и общества.
Author image
Ekaterina
Тип
Реферат
Дата загрузки
23.11.2024
Объем файла
57 Кб
Количество страниц
14
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
400 руб.
500 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение

В социокультурном и интеллектуальном развитии человечества существенную роль сыграли стихийно родившиеся сказания, овеянные преданиями и расцвеченные фантазией, — то, что мы называем мифами. Они послужили необходимым этапом в закономерной эволюции сознания человечества.Научная литература, касающаяся мифологии различных народов, необъятна. Нет недостатка также в теоретических исследованиях, трактующих природу мифологии в плане фольклора или же примитивного мировосприятия. Тем не менее целый ряд моментов нуждается в разъяснении, особенно то, что относится к происхождению мифотворчества и его роли в прогрессе человеческой культуры. На этот счет существуют различные и даже прямо противоположные точки зрения.Расхождения во мнениях вызваны проблемой соотношения мифа и религии. Подавляющее большинство исследователей — особенно былых времен - теснейшим образом связывали мифологию с религией. Старая «мифологическая» школа Гримма-Макса Мюллера рассматривала мифологию как примитивную религию. Согласно Тайлору, мифология складывается из тех же анимистических представлений, которые образуют основу всякой религии. Вундт усматривал в мифических представлениях феномен, предшествующий религии в собственном смысле этого слова, в то время как П. Эренрайх считал, что даже наиболее сложные ее формы восходят к примитивной мифотворческой философии. Большинство авторов-марксистов рассматривали мифологию как необходимую и неотъемлемую часть религии.

Содержание
Введение ………………………………………………………………………
1. Понятие мифологии ………………………………………………………
2. Роль и функции мифологии в развитии культуры человечества ………
3. Взаимодействие мифа и общества ………………………………………
4. Выдающиеся личности в мифологии ……………………………………
Заключение …………………………………………………………………..
Литература ……………………………………………………………………

Список литературы 
1. Ильичев, Л.Ф. Философский энциклопедический словарь / Под ред. Л.Ф. Ильичева, М., «Советская энциклопедия», 1983.
2. Лосев, А.Ф. Философия. Мифология. Культура. / А. Ф. Лосев. – М., 1991.
3. Метелинский, Е.М. Миф и двадцатый век / Е. М. Метелинский. – М., 1998, с 421-423.
4. Тахо-Годи, А.А. Греческая мифология /А. А. Тахо-Годи. – М., 1989.
5. Токарев, С.А. Мифы народов мира: В 2 т. / Гл. ред. С. А. Токарева.-М., 1987. – 1 т.
6. Чернышев, А.А.  Современная советская мифология / А.А. Чернышев. - Тверь, 1992, с. 14.

В ценностях мифа «чувственное» и «рациональное» даны синкретно, слитно, что малодоступно другим средствам культуры XX века. Фантазия и вымысел позволяют легко преодолевать несовместимость смыслов и содержания, ибо в мифе все условно и символично. В этих условиях выбор и ориентация личности раскрепощается и, следовательно, используя условность, она может достигать высокой гибкости, что, например, почти недоступно религии.Миф, очеловечивая и персонифицируя явления окружающего мира, сводит их к человеческим представлениям. На этой почве становится возможной конкретно-чувственная ориентация человека, а это один из самых простых способов упорядочивания его деятельности. В ранних и примитивных культурах такому способу принадлежала ведущая роль, например, в язычестве. Но в развитых культурах подобные явления имеют скорее характер рецидива или являются механизмом реализации того или иного архетипа, особенно в массовой культуре или массовом поведении.Мифология часто используется в XX веке как усилитель ценностей, обычно за счет их гипертрофирования и фетишизации. Миф позволяет заострять тот или иной аспект ценности, гиперболизировать ее, а, следовательно, подчеркивать и даже выпячивать. Мифы ХХ века. Многие известные ученые те же О. Шпенглер, А.Ф. Лосев, В. Шубарт, Я.Э. Голосовкер абсолютно уверены в том, что у истоков каждой цивилизации, а следовательно, культуры, лежит основополагающий для нее миф, реализацией которого данная цивилизация и культура является [2, c. 83].Когда идея, заложенная в таком мифе, исчерпывает себя реализуется или утрачивается доверие цивилизация погибает. Так случается со всеми цивилизациями, и современная европейская цивилизация здесь не исключение. В ее основе лежит миф о торжестве разума и всесилии науки Знание - сила, возникший в качестве альтернативы исчерпавшему себя в эпоху позднего средневековья христианскому мифу. И хотя этот миф был обставлен, казалось бы, прочными философскими и научными подпорками эмпиризм, рационализм, позитивизм, сциентизм, похоже, что и он начинает утрачивать к себе доверие его реализация породила, в конце концов, кризисную для существования самой цивилизации ситуацию экологическую, демографическую, военно-политическую, духовную [3, c. 188].

Похожие работы