Метод социометрии и его возможности исследования первичных коллективов и малых социальных групп
Введение.
В современной социологии можем наблюдать, что все более востребованными становятся исследования отношений между разными малыми группами. Следует отметить, что одним из основных методов исследования используется именно метод социометрии. Определим термин: социометрия – это психодиагностическая процедура в социально-психологическом анализе групповых отношений, таких как исследовании первичных коллективов. Социометрия применяется для диагностики не только межличностных, но и межгрупповых отношений с целью их улучшения, изменения, а также совершенствования. Необходимо отметить, что методы социометрии предоставляют обширные возможности изучения структуры отношений между индивидами в группе, а также их применение вместе предоставляет возможность получить важную информацию о динамике развития межличностных отношений в группе. Социометрию также используют для выявления эффективности работы в той или иной группе, для изучения психологической обстановки в коллективе и выявления форм
Оглавление
Введение
1. Социометрия как метод исследования межличностных отношений в первичных коллективах и малых социальных группах.
2. Социометрическая процедура. Этапы социометрического исследования.
3. Обработка результатов социометрии.
Заключение
Список использованных источников и литературы
Список использованных источников и литературы
1. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие. Социально-психологические проблемы.- М., 1990.- 105 с.
2. Волков И.П. Социометрические методы в социально-психологических исследованиях. - СПб.: 2002.- 127 с.
3. Коломенский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности): учеб. пособие. - Минск: ТетраСистемс, 2000. - 432 с.
4. Лейтц Грете, Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л.Морено. - М.:Прогресс, 1994. – 236 с.
5. Методы сбора информации в социологических исследованиях Кн.1/ Под ред. Андреенкова В.Г., Маслова О.М. - М.: 1990. - 232с.
6. Морено Я.Л. Социометрия. Экспериментальный метод и наука об обществе:Перевод с английского А.Боковикова и др. - М.:Академический проект, 2001. - 384 с.
7. Смелзер Н. Социология, -- М., 1994. – 278 с.
8. Социология., Учебное пособие А.Н. Елсуков, Е.М.Бабосов, А.Н.Данилов и др. Под ред. А.Н.Елсукова -- Мн.: НТООО “ТетраСистемс”, 1998. -- 560 с.
9. .Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. - M.: 2000. - 596с.
Вопросы заносятся на карточку или предлагаются устно. Испытуемый обязан ответить на вопросы, исходя из собственных симпатий или антипатий, доверия или недоверия.
Исследователь должен определить проблему, выбрать объект исследования, ознакомиться с различными социально-демографическими характеристиками коллектива. Очень важно определить, для чего проводится данное исследование, какие данные необходимо получить. Любой социометрический опрос начинается с обращения к участникам опроса. Основная функция обращения к респонденту заключается в том, чтобы заинтересовать его в участии и, внимательно и правдиво заполнить карточку. Важно проинформировать всех участников исследования о целях опроса, способе заполнения карточки, о гарантиях конфиденциальности. Проведение опроса включает в себя следующие пункты: инструктирование респондентов, раздачу социометрических кар