Образование как социальный институт
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Образование охватывает широкий круг явлений и представляет собой важнейший институт общества, зародившийся в глубокой древности. Для социолога он- социальный институт, является важной основой для изучения других вопросов социологии. Цель. Изучить понятие “Образование как социальный институт” и выявить его специфические особенности.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ. 3
1. Образование как социальный институт и дискурс. 4
2. Образование как социальный институт: функции и дисфункции. 7
3. Идентифицированные признаки образования как социального института. 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 12
Список используемых источников. 13
Список используемых источников
Шереги Ф. Э. Образование как социальный институт // Грани российского образования. – 2015. – С. 14-39.
Вороненко А. И. Образование как социальный институт: теоретико-методологические проблемы изучения. – 2010.
Недзвецкая Е. А. Образование как социальный институт: специфика управления //Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. – 2003. – №. 4-5. – С. 228-235.
Старыгина А. М. Образование как социальный институт и феномен культуры: социокультурный анализ //Инженерный вестник Дона. – 2014. – Т. 30. – №. 3. – С. 84.
Жарикова Л. И. Непрерывное образование как социальный институт //Мир науки, культуры, образования. – 2010. – №. 4-1. – С. 220-222.
Степурина И. С., Стройкова Ю. С. ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ //Сборники конференций НИЦ Социосфера. – Vedecko vydavatelske centrum Sociosfera-CZ sro, 2020. – №. 7. – С. 37-39.
Бычихина В. А. ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ //Высокие технологии и инновации в науке. – 2019. – С. 60-62.
Говорить о дискурсе в институциональном контексте можно, на наш взгляд, лишь затрагивая процедурную сторону – совокупность правил игры, ритуалы, обычаи и церемонии, при помощи которых протекает общественный дискурс. К примеру, уважение к человеческому достоинству и статусной правомочности собеседника – одно из негласных процедурных правил поведения дискурсантов. Образовательный дискурс умирает в образовательном институте: как только в диалоге сторон побеждает одна из точек зрения, она превращается в государственную стратегию, проводится через совокупность нормативных положений, приказов и методических пособий, под ее осуществление выделяются деньги, штаты, помещения и т. д. Иными словами, совокупность идей и точка зрения, представлявшие собой часть вербального контекста культурного дискурса, объективируются в учрежденческий институт. Победа одной из позиций означает поражение другой и прекращение дискурса как культурной практики и соревновательного процесса. Победитель получает материальное вознаграждение и статусное признание в качестве официального победителя. Однако после победы одной из сторон дискурс прекращается не полностью, а переходит в свою латентную фазу, незримую для публики. Противник затихает, но копит силы. Дискурс тем и отличается от обычного диалога, что в него вовлекаются не голые знания и аргументированные позиции, а жизненно важные интересы больших социальных групп. Если побеждает одна точка зрения, то это означает, что удовлетворены жизненные интересы лишь одной части общества. Другая часть общества, не получив легитимного признания, уходит “в подполье” и часто прибегает к “партизанским” методам. Она подкарауливает врага в “темном месте», ждет, когда тот ошибется и наносит удар; она накапливает компромат, подмечая все просчеты и недостатки, допущенные при реализации победившей точки зрения. Поскольку воплощение замысла всегда стоит далеко от самого замысла и поскольку в его реализации заняты тысячи людей, обладающие разными умениями, квалификацией, опытом и мотивацией, то все или большинство образовательных реформ воплощаются в жизнь частично, искаженно или даже совсем не так, как мыслили ее инициаторы.