Монополия. Монополизм в России

В курсовой работе рассмотрено понятие, сущность и виды монополии, разобраны особенности и характерные черты монополии, проанализирована история возникновения и развития монополии в России, исследовано современное состояние монополизма в Российской Федерации.
Author image
Ilnur
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
11.07.2022
Объем файла
98 Кб
Количество страниц
18
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
440 руб.
550 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение

Актуальность данной темы заключается в том, что история монополии восходит к глубокой древности. Но более поздняя история монополий начинается в последней трети XIX века. В экономической истории этот период обычно называют периодом монополистического капитализма. Взаимосвязь явлений (кризисы и монополии) указывает на одну из причин монополизации, а именно: попытку многих компаний найти спасение от кризисных шоков в монополистической практике. Неслучайно в экономической литературе того времени монополии назывались «детьми кризиса».
В конце 19 века рынок почти впервые за свою долгую историю столкнулся с трудными проблемами. Эти проблемы были связаны с появлением на рынке монополий. Тогда функционирование конкуренции, того необходимого атрибута рынка, который Адам Смит описал как «невидимую руку», регулирующую рыночные отношения, оказалось под угрозой. На пути к конкуренции возникли серьезные препятствия в виде монопольных образований в экономике.

Содержание

Введение 2

1. Теоретико-методологические основы монополии 4

1.1. Понятие, сущность и виды монополии 4

1.2. Особенности и характерные черты монополии 8

2. Анализ монополии в России 15

2.1. История возникновения и развития монополии в России 15

2.2. Современное состояние монополизма в Российской Федерации 17

Заключение 22

Список литературы 23

Список литературы

Автономов, В.С. Введение в экономику: моногр. / В.С. Автономов. - М.: Вита-Пресс, 2019. - 256 c.
Аносова А. В., Ким И. А., Касаткина А. А. Макроэкономика. Учебник. — М.: Юрайт. 2019. 528 с.
Бондарь, А.В. Экономическая теория / А.В. Бондарь. - Минск: БГЭУ. - 2017. - 477с.
Борисов, Е.Ф. Экономика / Е.Ф. Борисов, - М.: ИНФРА-М. 2017. - 256 с.
Бурлачков, В.К. Макроэкономика, монетарная политика, глобальный кризис: Анализ современной теории и проблемы построения новой модели экономического развития / В.К. Бурлачков. - М.: КД Либроком, 2019. - 240 c.
Вахитов, К.И. Экономика. Учебное пособие / К.И. Вахитов. - М. - 2017. -364 с.
Гельцер, Ю.Г. Основы предсказуемой экономики: Экономика в свете общей теории систем / Ю.Г. Гельцер. - М.: Ленанд, 2018. - 352 c.
Гомола, А.И., Кириллов В.Е. Экономика / А.И., Гомола, В.Е. Кириллов, П.А. Жаннин - М.: Академия. - 2017. - 336с.
Ивасенко А. Г., Никонова Я. И. Макроэкономика. Учебное пособие. — М.: КноРус. 2020. 320 с.
Ильяшенко, В.В. Макроэкономика (для бакалавров) / В.В. Ильяшенко. - М.: КноРус, 2019. - 416 c.
Макроэкономика. Сборник задач и упражнений. Учебное пособие для СПО / ред. Серегина С. Ф. — М.: Юрайт. 2019. 184 с.
Макроэкономика. Учебник для академического бакалавриата / под ред. Булатов А. С. — М.: Юрайт. 2019. 334 с.

Иными словами, монополия означает потерю экономического равноправия производителя и покупателя. По сути дела, на таком рынке более сильный продавец вынуждает покупателя переплачивать за товары.

Чтобы получить максимальную прибыль, монополист использует неценовые факторы воздействия на рыночный спрос, такие, как реклама, улучшение качества товара и его внешнего вида, расширение диапазона предлагаемых услуг и дифференциацию.

  Возможность получения монопольных прибылей вследствие особого рыночного положения неизбежно привлекает в отрасль новых производителей, а это предполагает жесткую конкурентную борьбу между монополией и аутсайдерами.

  Обычно выделяют три основных видов чистой монополии: естественная, открытая, закрытая монополии. Существование трех указанных видов монополии, предполагает наличие трех различных видов обстоятельств, в силу которых одна фирма может стать единственным поставщиком продукции на рынке. Такими обстоятельствами, как правило, выступают различные барьеры на вход в отрасль и механизмы ограничения конкуренции.

  Естественная монополия (natural monopoly) – отрасль, в которой долгосрочные средние издержки минимальны только в том случае, если всего одна фирма обслуживает весь рынок, удовлетворяя своими поставками весь предъявляемый на рынке спрос (Рис. 1).