Экономика и социология труда
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность Одним из субъектов социально-трудовых отношений является наемный работник. Большую часть своего времени каждый трудоспособный человек проводит на рабочем месте. И соответственно в процессе выполнения любой управленческой либо производственной деятельности сталкивается с другими участниками производственного процесса, которые могут иметь различный жизненный опыт, социальные статусы, уровень квалификации. Следовательно, значительное влияние на трудоспособность работника оказывает социально-психологический климат в коллективе, характер взаимоотношений с администрацией предприятия. Если же между отдельно взятым работником или группой наемных рабочих и руководителем возникают противоречия в сфере социально-трудовых отношений, то в данной ситуации имеет место трудовой конфликт.В современных рыночных условиях проблема анализа конфликтов в организации приобретает все больший смысл. Для любого предприятия неизбежно столкновение интересов работодателя и наемного работника в условиях нестабильной и неустойчивой переходной экономики. На данном этапе развития работник чувствует себя незащищенным, лишенным любых социально-экономических гарантий, что непосредственно влияет на его работоспособность.
Содержание
Введение……………………………………………………………….……………3
1. Причины конфликтов в организации………………………………………….4
2. Виды и типы конфликтов……………………………………………………….7
3. Типичные причины возникновения конфликтов в организации…………….12
4. Предотвращения возникновения конфликтов…………………………….…19
Заключение………………………………………………………………………….24
Список использованной литературы…………………………………………..…25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Алавердов А.Р. Управление человеческими ресурсами организации: учебник, 2-е издание, дополненное и переработанное. - М.: Издательство «Маркет ДС», 2018.
Андреев Г.М. Социальная психология. - М: ИНФРА-М, 2017.
Анцупов А., Шипилов А. Конфликтология. Учебник. – СПб: Питер, 2018.
Бирман Л.А. Конфликт - хорошо это или плохо? // Энергия: экономика, техника, экология. - 2019. - № 7. - С.60.
Калмыкова О.Ю., Симонов С.В., Гагаринский А.В. Профилактика и управление конфликтами в организации в период реструктуризации // Кадровик. Кадровый менеджмент. – 2020. - № 10. - С. 48–57.
Клок К., Голдсмит Дж. Конфликты на работе. Искусство преодоления разногласий. – М.: Претекст, 2017.
Козлов А., Левина Е., Эстропова П. Конфликтология социальных групп и организаций. – СПб: Ленанд, 2019.
В производственных условиях существует объективная взаимозависимость задач. Однако неправильное распределение обязанностей, несогласованность структур управления, неадекватность работы конкретного подразделения повышают вероятность конфликтов, нарушающих ритмическую деятельность организации в целом. В условиях совместного выполнения работ всегда существует возможность конфликта из-за взаимозависимости деятельности, недостаточной согласованности прав, функций, ответственности, неадекватного понимания качества труда и других ошибок в управлении. Пример: на производственном участке цеха часто производится выпуск бракованной продукции вследствие работы неисправного оборудования. В цехе нет механиков, отвечающих за работу какого-либо конкретного вида оборудования, к ремонту подключаются свободные работники, оплата их труда не связана с качеством выпускаемой продукции. Руководитель цеха обвиняет начальника участка за брак, а тот работников.Ошибки управления — неграмотные решения, вызванные необоснованным выбором методов регулирования производственной деятельности, необъективной оценкой результатов работы работников, нерациональным распределением задач, неумением квалифицированно решать вопросы социально-психологических программ трудового коллектива. Повышение профессионально-культурного уровня руководителей (менеджеров) через их своевременное обучение, овладение практическими навыками, формирование рыночного мышления, овладение методами разрешения конфликтов в коллективе позволит вовремя определять «узкие» места и предотвращать возникновение нежелательных конфликтов.Слабая разработанность нормативно-правовых процедур, отсутствие объективных критериев оценки и разрешения межличностных противоречий – стандартных способов защиты интересов работников – способствуют возникновению противоречий. Пример: если руководитель, используя свое служебное положение, неоправданно унизил или оскорбил своего подчиненного, тот может пойти на конфликт, защищая свое достоинство.Недостаток нужных для обычной жизнедеятельности благ (низкая заработная плата) значительно увеличивает уровень конфликтности в организациях и в обществе. Неустроенный, обделенный человек, не реализовавший свои возможности, более конфликтен по сравнению с теми, у кого подобные проблемы решены.