Социально-экономическое развитие с точки зрения философов и мыслителей Древнего Востока
ВВЕДЕНИЕ
Отделение скотоводства от земледелия, развитие сельского хозяйства и выделение из него ремесел, возникновение металлургии - вызывали потребность в дополнительной рабочей силе. Ею становились главным образом пленные, которых обращали в рабство. Рост производства дал избыточный продукт, ставший объектом обмена. Появилась торговля, а затем и деньги. Родовая община постепенно распадается. Войны и торговля увеличивали имущественное расслоение. Возникает первое деление общества на классы - рабовладельцев и рабов. Для охраны интересов собственников, имущества, рабовладельцев и защиты от внешней опасности создается государство. Общества восточных деспотий: Древний Египет, Вавилон, Шумер, Ассирия, Индия, Китай и др. - имели экономику административного типа с большим царско-храмовым хозяйством и слабо развитыми частнособственническими и товарно-денежными отношениями. Проблемы организации и управления царско-храмовым хозяйством, а также государственной регламентации хозяйственной жизни (регулирования земельных отношений, налогообложения, торговли и ценообразования, ростовщического процента и проч.) нашли свое отражение в законодательном акте старовавилонского общества кодексе Хаммурапи (XVIII в. до н.э.), руководстве по общим принципам политики в Древней Индии Артхашастре (IV в. до н.э.), экономическом трактате Древнего Китая Гуань-цзы( IV в. до н.э.),Выразители экономической мысли древнего мира – крупные мыслители и отдельные правители рабовладельческих государств – стремились идеализировать и сохранить навсегда рабовладение и натуральное хозяйство.Доказательства идеологов древнего мира основывались преимущественно на категориях морали, этики, нравственности и были направлены против крупных торгово-ростовщических операций, то есть против свободного функционирования денежного и торгового капитала.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ. 3
1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ. 4
2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНЕГО КИТАЯ.. 7
2.1Конфуцианство. Кун Фу Цзы (Конфуций) 9
2.2Мнения других мыслителей насчет Конфуция. 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1) Мнения других мыслителей о Конфуции – Режим доступа: https://studbooks.net, свободный
2) Социально-экономическое развитие – Режим доступа: https://wiki.fenix.help, свободный
Древнейшими памятниками истории, отражавшими начальный период развития экономической мысли, являются Веды, представляющие собой собрание молитв, гимнов, заклинаний и т. п. Они относятся к I тысячелетию до нашего летоисчисления. В них прослеживается начавшееся разложение патриархально-общинного строя, формирование рабовладения. К началу I тысячелетия до н. э. относится появление произведений древнеиндийского эпоса, содержащих экономические идеи, «Махабхарата» и «Рамаяна». Первая повествует о войнах племени бхарата, вторая - о подвигах Рамы.
Хранители ведийской традиции жрецы-брахманы, владетельные воины-кшатрии и различное по занятиям простонародье (пастухи, земледельцы, торговцы и др.) — вайшьи — составили три обособленные «чистые» варны (касты). В противоположность им низшая варна шудр осталась за рамками ведийских ритуалов, предназначенная лишь для смиренного служения трем остальным.
Только брахманы считались способными пройти все четыре стадии человеческого существования (ученик, домохозяин, отшельник, аскет) и достичь духовного могущества, позволяющего стать наравне с богами. «Махабхарата», объясняла превосходство брахманов в учении о трех «гунах» («веревках») — «связывающих» человека качествах материальной природы. У брахманов преобладает возвышенная гуна благости, знаний и умиротворенности; у кшатриев и вайшьев — гуна страсти и действия, побуждающая к материальным удовольствиям и приобретениям, у шудр — темная гуна невежества. Но при гордости брахманов за свои познания необходимым для их семей считался и материальный достаток.
Буддизм. Учение брахманов придало импульс религии буддизма, бросавшей вызов варновой структуре. В отличие от ведийской религии, распространявшейся из области бассейна Инда, буддизм возник и стал распространяться в области бассейна Ганга, где процессы образования новых государств породили заинтересованность варны кшатриев, к которой принадлежал и сам Будда, в ослаблении влияния брахманов. Урожденный Сиддхартха Гаутама, сын правителя области Шакья, пришел сначала к выводу о бессмысленности роскоши и удовольствий, которые в итоге обращаются в прах, а затем — и о бессмысленности принятого у аскетов-брахманов умерщвления плоти. Он стал искать срединный путь между самопотаканием и самоистязанием, пока не почувствовал себя Буддой («просветленным»), которому открылись «четыре благородные истины» о мировом страдании, его причинах, устранении его источников и достижении нирваны (прекращения страдания).