Изучение основных типологий культуры
Введение
Актуальность данной темы обусловлена значением типологизации в развитии науки. Проблема типологии культуры рассматривается как символическая борьба за самоидентичность. Каждый исследователь позиционирует себя как субъект, отстаивающий свою шкалу ценностей
Типологический подход важен для изучения самых разнообразных аспектов материальной и духовной культуры человечества. Так как выявлению закономерностей возникновения и развития явлений культуры должно предшествовать распределение изучаемых объектов в соответствии с их свойствами. Этот процесс, в основе которого лежат логические операции отождествления и различия в зависимости от характера объектов или цели исследования нередко обозначаются как классификация, классифицирование, типологизация, а результат этого процесса - как классификация, типология.
Однако не только соотношение между этими понятиями, но и сами понятия еще окончательно не разработаны, а соответствующие им термины неупорядочены и неоднозначны.
Целью дан
Оглавление
Введение 3
1. Проблема типологии культуры в культурологии. Принципы и подходы к построению типологии. Понятие «идеального типа» (М. Вебер). 4
2. Различные виды типологий: Н. Я. Данилевский 9
3. Западный и восточный тип культуры. Специфика русской культуры. 13
Заключение 14
Список использованной литературы 15
Список использованной литературы
1. Борзова Е. П. Восток и Запад: сравнительный анализ культур // ТРУДЫ СПБГИК. 2010. №. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vostok-i-zapad-sravnitelnyy-analiz-kultur (дата обращения: 06.11.2022).
2. Гердт Я. В. К вопросу о формировании теории культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского // Вестник ЧелГУ. 2008. №33. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-formirovanii-teorii-kulturno-istoricheskih-tipov-n-ya-danilevskogo (дата обращения: 06.11.2022).
3. Данилевский Н. Я. Россия и Европа. / Составление и комментарии Ю. А. Белова / Отв. ред. О. Платонов. – М.: Институт русской цивилизации, 2008. — 816 с.
4. Зайцева, А. В. К проблеме типологии текстов экологического дискурса ФРГ / А. В. Зайцева // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2013. – № 7-2(25). – С. 92-96.
5. Ицкович, Г. С. Теория "идеальных типов" М. Вебера и проблема "нарративных субстанций" в философии Ф. Анкерсмита / Г. С. Ицкович // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Философия. – 2020. – № 2(52). – С. 266-272.
6. Конырева, И.В. Культурология: учебное пособие / И.В. Конырева. – 2-е изд., перераб. и доп. – Комсомольск-на-Амуре: ГОУВПО «КнАГТУ», 2007.-88 с.
7. Криницкая Г.С. Национальная идея России: история и прогнозы: монография / Г.С. Криницкая. - Томск: Томский государственный университет, 2016. – 331с.
8. Русская культура как системообразующий фактор межнационального взаимодействия на Северном Кавказе: сб. науч. тр. М.: Институт Наследия, 2017. – 250 с.
Конечно, создание идеально-типических моделей в этом, втором смысле возможно и вне связи с наукой. Однако в таком случае они могут оказаться слишком далекими от действительности и неперспективными в практическом отношении.
Все сказанное выше имеет прямое отношение к проблеме построения типологии культуры. Однако, кроме этого, нужно учесть важное свойство культуры как системы, заключающееся в том, что она является развивающейся системой. Поэтому типологию культуры можно выстраивать в соответствии с двумя принципами: синхроническим (от греч. sin — вместе и chronos — время) и диахроническим (от греч. dia — через и chronos — время). Согласно синхроническому принципу, выстраивается типология одновременно существующих культур: например, восточная и западная культуры — это типы культуры, существующие в настоящее время, т. е. одновременно. Установление типологических черт