Феномен старчества в русской православной церкви xviii-xix вв.»
ВВЕДЕНИЕ
На протяжении веков в восприятии людей явление старости часто ассоциировалось с мудростью, зрелостью и опытом. У представителей многих культур, начиная с древних племен, присутствовала фигура старейшины – почтенного старца, который хранил опыт предыдущих поколений, сопровождал членов общины при рождении, смерти, прохождении обрядов инициации (т.е. переходе во взрослую жизнь), во время болезней и празднеств. Такая фигура не только несла в себе опыт предшествующих поколений, но и воплощала собой метафорическую фигуру отца – зрелого, опытного наставника, которой зримо и невидимо сопровождал человека в течение всей его жизни.
Практика концентрации внимания вокруг мудрого, старого учителя встречается почти во всех религиях. В форме взаимоотношений «ученик-учитель» представала долгое время система передачи знаний от более опытного к менее опытному в индуизме, буддизме, исламе, христианстве и т.д.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ЗАРОЖДЕНИЯ СТАРЧЕСТВА В РОССИИ: ОТ РАННЕГО ХРИСТИАНСТВА ДО НАЧАЛА XVIII ВЕКА 7
1.1. Суть старчества как религиозного явления: основные идеи, состав участников, территориальные границы 7
1.2. Этап зарождения старчества в России 11
ГЛАВА 2. СТАРЧЕСТВО В ПЕРИОД РЕФОРМ XVIII-XIX ВВ.: КРИЗИС И ДАЛЬНЕЙШЕЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ 14
ГЛАВА 3. СТАНОВЛЕНИЕ СТАРЧЕСТВА КАК РЕЛИГИОЗНОГО ИНСТИТУТА В XIX ВЕКЕ 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 56
ПРИЛОЖЕНИЯ 65
СПИСОК
Александр (Соловьев), протоиерей. Старчество по умению святых отцов и аскетов. – Москва: Благовест, 1995. – С. 91-92.
Архиеп. Феофан Полтавский о правильном духовном руководстве // О старчестве. – СПб. – М., 2002. С. 32.
БатищевГ.С. Введение в диалектику творчества. – СПб.:РХГИ, 1997. – 464 с.
БатищевГ.С. Деятельностная сущность человека как философский принцип // Проблема человека в современной философии. – М.: Наука, 1969. – С. 73-144.
БатищевГ.С. Единство деятельности и общения // Принципы материалистической диалектики как теории познания. – М.: Наука, 1984. – С. 194-209.
БатищевГ.С. Культура вне жизни и жизнь вне культуры / Культура и судьбы мира. Универсализм регионального. – М.: АСК, 1997. – С. 53-55.
БатищевГ.С. Особенности культуры глубинного общения // Диалектика общения. Гносеологические и мировоззренческие проблемы. – М.: ИФАН СССР, 1987. – С. 13-51.
БатищевГ.С. Познание, деятельность, общение. – М.: Мысль, 1991. – Т.2. Социально-культурная природа познания. – С. 119-135.
БатищевГ.С. Универсалии культуры глубинного общения // Лики культуры. – М.: АСК, 1996. – С. 167-172.
Баткин Л.M. Два способа изучать историю культуры // Вопросы философии. – 1986. – №12. – С. 104-115.
Баткин Л.M. Культура всегда накануне себя. – М.: Искусство, 1989. – С. 117-130.
Баткин Л.M. О некоторых условиях культурологического подхода / Античная культура и современная наука. – М.: Наука, 1985.
Баткин Л.M. Тип культуры как историческая целостность // Вопросы философии. – 1969. – №9. – С. 99-108.
Бердяев Н.О русской философии, часть 1. – Свердловск: изд. Уральского университета, 1991.
Благословенная Оптина: Воспоминания паломников об обители и ее старцах. – М.; Козельск, 1998.
Большаков С. На высотах духа. Делатели молитвы Иисусовой. – Москва: Трим, 1994. – 64 с.
Важно отметить, что представители церкви не питали иллюзий относительно религиозной политики, исходящей от властей. Многие усматривали в этом явное ужесточение и ликвидацию существующих ранее свобод, однако высказывать явное возражение монарху все опасались. Редкой фигурой, не побоявшейся заявить о своем несогласии с происходящим, стал Арсений Мацеевич. По роду своей деятельности он был человеком не далеким от церковных дел, поскольку возглавлял Ростовскую митрополию. Несмотря на то, что Мацеевич был далеко не последним в церковной иерархии, явной поддержки и сторонников он не нашел. Религиозные деятели были научены печальным опытом жесткого пресечения любых настроений, которое случилось в начале царствования Петра.
Арсений Мацеевич относился к числу архиереев XVIII в., которые произошли из Южной Руси, из Малороссии, и в период правления Петра I получили большой авторитет среди церковного сообщества.