Причинно-следственные связи в изучении русско-турецких войн второй половины xviii века в школьном курсе истории.
Введение
XXI век характеризуется быстрыми темпами развития во всех сферах жизни общества. Это неизменно коснулось и сферы образования. Знания, получаемые в школе, быстро устаревают, необходимые результаты обучения меняются. На первый план выдвигается умение ребенка учиться, причем делать это более самостоятельно.
В истории разработки государственных стандартов общего образования есть несколько этапов и на каждом из них мотивы разработки стандартов менялись. Впервые Федеральный государственный образовательный стандарт для общего образования второго поколения ориентированный на личность и деятельностно-развивающую педагогику был принят в 2010 году. Новые ФГОСы нацеливают на приобретение обучающимся личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.
Новые требования к результатам обучения содержаться в ФГОС общего образования, которые раскрываются через универсальные учебные действия (УУД).
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ
Основные методологические проблемы изучения причинно-следственных связей в истории
Установление причинно-следственных связей как универсальное учебное действие и его роль
Методика формирования умения выстраивать причинно-следственные связи на уроках истории
ГЛАВА 2. ВОЕННЫЕ КОНФЛИКТЫ РОССИИ И ТУРЦИИ В ЦАРСТВОВАНИЕ ЕКАТЕРИНЫ II
2.1 Причины обострения отношений России и Турции во второй половине XVIII века. Восточный вопрос
2.2 Русско-Турецкая война 1768–1774 годов. Начало утверждению России на северных берегах Черного моря
2.3. Русско-Турецкая война 1787–1791 годов и закрепление за Россией Северного Причерноморья
2.4 Итоги Русско-Турецких войн и их последствия
2.5 Освещение русско-турецких войн второй половины XVIII века в школьных учебниках истории
ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ НА ТЕМУ: РУССКО-ТУРЕЦКИЕ ВОЙНЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII ВЕКА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы.
Арон Р. Избранное: Введение в философию истории: Пер. с фр. М. СПб.: Университетская книга, 2000. – 543 С.
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, В. Г. Бурменская, И. А. Володарская и др. М., 2011. – 159 С.
История России. 7 класс. Учебник., Баранов П.А., Вовина В.Г., Пашкова Т.И., М., 2020. – 240 С.
Богданович М. Русская армия в век Императрицы Екатерины II, СПБ., 1873. – 35 С.
Бокль Г. Т. История цивилизации в Англии: в 2 т. / пер. А.Н.Буйницкого., СПБ., 1866. – 437 С.
Борисенок Ю.А., «Петр первый как могильщик Речи Посполитой» // «Родина»., федеральный выпуск №8 (822) от 01.08.2022 С. 102-106
Вагин А. А., Методика преподавания истории в средней школе. М.1968. – 432 С.
Виноградов, В. Н. Греческий проект Екатерины II и Григория Потёмкина. Режим доступа: https://web.archive.org/web/20070929102115/http://www.rustrana.ru/article.php?nid=22824&sq=19,22,652,655,668&crypt=Волхонский М. А. «Мы держимся здесь… одним сщастием нашей Великия Государыни». Русский корпус генерал-майора Г. Г. Тотлебена в Грузии (1768—1772). // Военно-исторический журнал. 2017. № 7. С.38 — 46.
Восточный вопрос во внешней политике России, конец XVIII - начало XX в. / [В.А. Георгиев и др.; отв. ред. Киняпина Н.С.]., М., 1978 г. – 434 С.
Гегель Г.В.Ф. Лекции по философии истории. Наука. СПб. 2000. – 480 С.
Ежова С.А., Лебедева И.М., Дружкова А.В. и др. Методика преподавания истории в средней школе М.: Просвещение, 1986. – 270 С.
Жигарев С.А. Русская политика в восточном вопросе (ее история в XVI-XIX веках, критическая оценка и будущие задачи). Историко-юридические очерки: в 2 т. Т. 1. М., 1896. – 532 С.
Жуков К.А. Некоторые узловые моменты русско - турецких отношений в конце XVII - начале XX вв.//Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 13: Востоковедение. Африканистика, Выпуск 2 Июнь /2009. – С. 10–22
В достижении этой цели полезна такая техника как ПОПС-формула. Приём был разработан Дэвидом Майккойд-Мэйсоном, специалистом в области юриспруденции из ЮАР. Эта формула дает возможность за короткий промежуток времени получить представления о степени погруженности ученика в материал, о его нравственной оценке, мнении и самое главное- о уровне понимания учеником происходящих процессов и сущности явлений. Содержанием формулы является:
П-позиция
О-объяснение
П-пример
С-следствие
Началом ответа ученика должны являться такие основы:
Позиция – Я считаю, что …
Объяснение – Потому что ,,,
Пример – Я могу это доказать на примере …
Следствие – Исходя из этого, я делаю вывод о том, что …
ПОПС-формула формирует у ученика грамотность изложения своих мыслей и выражение идей, стремление к познанию нового. Кроме того, она помогает построить четкий аргументированный ответ в короткий срок.