Исследование социально-психологической адаптации студентов педагогического вуза
Переход от школьной к студенческой жизни является одним из самых важных и сложных этапов для многих молодых людей. В этот момент студенты-первокурсники сталкиваются с большим количеством новых задач и требований. Начало студенческой жизни для них связано не только с позитивными изменениями, но может нести и негативный характер: вызывать чувство тревоги, вызывать эмоциональный дискомфорт, волнение, влиять на успешность учебной деятельности и удовлетворенность её. В процессе обучения студенты университета постепенно адаптируются к новым условиям, однако специфика процесса адаптации отражается на их дальнейшей судьбе. В связи с чем, изучение социально-психологической адаптации студентов является актуальной проблемой, а её решение позволит значительно упростить данный процесс, повлиять на отношение студентов к ней, а также повысить её качество.
Содержание не найдено
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Осницкий, А. К. Определение характеристик социальной адаптации / А. К. Осницкий // Психология и школа. – 2004. – № 1. – С. 43–56.
Пьянкова, Л. А. Проблема одиночества в молодежной студенческой среде / Л. А. Пьянкова // Вестник Томского гос. пед. ун-та. – Томск, 2012. – № 6. – С. 102–107.
Налчаджян, А. А. Социально-психологическая адаптация личности / А. А. Налчаджян. – Ереван: ЭПО, 1988. – 262 с.
Налчаджян, А. А. Социально-психическая адаптация личности : (формы, механизмы и стратегии) / АН АрмССР, Ин-т философии и права. – Ереван : Изд-во АН АрмССР, 1988. – 262 с.
Власова, Т. А. Социально-психологическая адаптация студентов младших курсов к условиям обучения в вузе / Т. А. Власова // Вестник Челябинского гос. пед. ун-та. – 2009. – № 1. – С. 13–22.
Караваева, Е. М. Различия показателей социально-психологической адаптации у школьников и студентов / Е. М. Караваева // Экспериментальная психология в России: традиции и перспективы. – Москва, 2010. – C. 807–811.
Визгина, А. В. Проявление личностных особенностей в самоописаниях мужчин и женщин / А. В. Визгина // Вопросы психологии. – 2001. – № 3. – С. 91–100.
Коломацкий, Д. А. Половые особенности взаимосвязи социально-психологической адаптации и копинг-стратегии у педагогов / Д. А. Коломацкий // Вестник Екатерининского ин-та. – 2014. – № 4. – С. 116–120.
1) Подготовительный: Данный этап включал анализ имеющейся научной литературы по проблеме социально-психологической адаптации;
2) Организационный: На этом этапе был определен диагностический инструментарий и сформирована выборка исследования;
Для изучения социально-психологической адаптации использовалась методика К. Роджерса и Р. Даймона, диагностирующая наиболее стабильные, характерные особенности личности, определяющие взаимодействие с социальным окружением. В опроснике содержатся высказывания о человеке, его образе жизни: переживаниях, мыслях, привычках, стиле поведения. Социально-психологическая адаптация зависит от умения личности ориентироваться в социальных ситуациях, правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния других людей, выбирать адекватные способы обращения с ними и реализовывать эти способы в процессе взаимодействия [4].