Монополии в российской и зарубежной экономике: структуры, отраслевая направленность, проблема эффективности
ВВЕДЕНИЕ
Современный капитализм возник с формированием экономической системы, основанной на свободном движении капитала, товаров и торговли на открытом рынке. В основе этой торговли лежат равные права для тех, кто участвует в экономической деятельности. Не все предприятия будут приносить прибыль, потому что рынок ограничен, а желание участников - нет. Именно в борьбе за скудные рыночные ресурсы возникает важное понятие, являющееся одной из основ хорошо функционирующей рыночной экономики: конкуренция.
В основе рыночной конкуренции лежит постоянная борьба между различными, но равноправными участниками за дефицитные ресурсы в любой форме - энергию, сырье, рабочую силу и т.д. Однако вся деятельность производителей в рыночной экономике происходит для того, чтобы продать и заработать деньги на основных ресурсах, т.е. на произведенных товарах и услугах. Для этого они должны конкурировать с другими участниками рынка.
Конкуренция является одной из главных движущих сил рыночной экономики. Потребители могут получить качественные товары, продаваемые на рынке по разумным ценам. Более того, конкуренция побуждает производителей внедрять наиболее эффективные принципы работы и технологии, а также использовать достижения научно-технического прогресса для организации более эффективных технологических процессов. Это приводит к все более технологичному производству товаров и услуг, что, в свою очередь, снижает производственные затраты. Это дает производителям конкурентное преимущество, т.е. возможность более гибко управлять ценами на производимые товары.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ КОНКУРЕНЦИИ И МОНОПОЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ 7
1.1 Сущность и понятие конкуренции. 7
1.2 Рынки с совершенной и несовершенной конкуренцией 12
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ МОНОПОЛИЙ В РАЗНЫХ СТРАНАХ 17
2.1 Особенности монополизации рынков в практике зарубежных стран 17
2.2 Монополизация рынков Российской Федерации и естественные монополии 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34
Список использованных источников
Малкина М.Ю., Абросимова А.О. Анализ особенностей функционирования естественных монополий современной России / М.Ю. Малкина, А.О. Абросимова // Экономический анализ: теория и практика. - 2012. - № 12. - с.56
Меркулова Ю. Особенности российского отраслевого монополизма / Ю. Меркулова // Общество и экономика. - 2009. - № 4-5. - с.26-56
Иванов, И.Д. Современные монополии и конкуренция. / И. Д. Иванов // М.: Мысль, 2014 г. с. 28.
Экономическая доктрина Российской Федерации [Электронный ресурс] // sunhome.ru. URL: http://www.sunhome.ru/psychology/11736 (дата обращения: 23.03.2020).
Гуленко П.И., Тимофеев А.И. Влияние транспортной инфраструктуры на региональное развитие // Актуальные вопросы развития экономики России Сборник статей научно-практической конференции. Воронежский филиал МИИТ, Воронеж: ВФ МИИТ, 2016. - С. 23-36.
Тимофеев А.И., Хватов К.Ю., Борисов И.И. Цели государственного регулирования // Актуальные вопросы развития экономики России Сборник статей научно-практической конференции. Воронежский филиал МИИТ, Воронеж: Руна, 2013. С. 126- 129.
Тимофеев А.И., Гуленко П.И. Факторы производства в теории фирмы // Актуальные вопросы развития экономики России Сборник статей научно-практической конференции. Воронежский филиал МИИТ. - Воронеж: Руна, 2013. С. 129-145
Тимофеев А.И. О регулирующей функции налогов // Актуальные вопросы развития экономики России Сборник статей научно-практической конференции. Воронежский филиал МИИТ, Воронеж: Руна, 2011. С. 197-215.
Лукин О.А. К вопросу последовательности региональной политики правительства Российской Федерации // Институциональные проблемы развития национальной экономики Сборник статей международной научно-практической конференции online. 2012. С. 16-18.
Радюкова Я.Ю. Этапы становления и развития естественных монополий в России // Социальноэкономические явления и процессы. 2012. №7-8. С. 148–155
Титов Е.С. Реформирование естественных монополий в сфере электроэнерге
Таким образом, можно говорить о том, что конкуренция — это соперничество, особый вид борьбы между различными участниками рыночных отношений за право получить или продать то или иное благо, продукции, товара услугу. Эффективная конкуренция зависит от того, какой товар, с какими техническими, качественными характеристиками, и что не менее важно, по какой цене способны предлагать производители на рынке.
Конечно, методы конкуренции также можно разделить на методы ценовой конкуренции и методы неценовой конкуренции. Методы ценовой конкуренции активно корректируют цены на промышленную продукцию в соответствии с целями конкурентов для максимизации прибыли или завоевания доли рынка. Методы неценовой конкуренции означают, что эти цели достигаются без использования ценовых методов или с минимальным использованием других методов. Методы неценовой конкуренции изменяют качество, количество и характеристики предлагаемых товаров и услуг.
Следует отметить, что современная теория отдает предпочтение неценовым механизмам конкуренции. Это связано с тем, что снижение цен, лежащее в основе методов ценовой конкуренции, в принципе не выгодно производителям. Чем ниже цена товара, тем меньше доход производителя и, следовательно, меньше прибыль. Поэтому более распространена конкуренция через механизмы неценовой конкуренции.