Надзор и регулирование банковской деятельности
ВВЕДЕНИЕ
В целях понимания необходимости осуществления надзора и регулирования банковского сектора в Российской Федерации обратимся к истории становления банковской системы после экономического кризиса 1998 года.В 1999 году банковская система преодолевала последствия дефолта, девальвации и экономического кризиса. Доверие к ней было подорвано крахом большинства системообразующих банков, в которых сгорели деньги множества компаний и людей – системы страхования вкладов еще не было.Профессор Высшей школы экономики Олег Вьюгин, бывший первый замминистра финансов и первый зампред ЦБ, председатель наблюдательного совета «МДМ банка», позже говорил:«…В 1998 году банковской системы в России не было: число банков быстро росло и банки увеличивались в размерах, но это был бизнес, построенный на отсутствии регулирования рисков. По сути, никто не понимал, какие риски берут на себя банки, даже очень крупные. Казалось, что надо максимально быстро давать кредиты, пока все растет, надо быстро заработать».На руинах той банковской системы стала строиться новая. По мере ее становления, а также с учетом предшествующих событий, росло понимание и уверенность того, что в новой системе необходимо особое внимание уделить поддержанию стабильности банковской системы и защите интересов вкладчиков и кредиторов на государственном уровне [1].Банковская деятельность, как основной элемент функционирования финансовой системы любого государства, является объектом наиболее жесткого регулирования со стороны государственных структур по сравнению с любой другой формой экономической деятельности. Это объясняется теми характеристиками банков, которые объективно присущи им и определяют их положение в качестве ключевых элементов финансовой системы.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ. 3
1. ПОНЯТИЕ БАНКОВСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И БАНКОВСКОГО НАДЗОРА 5
2. ПРАВОВАЯ ОСНОВА БАНКОВСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И БАНКОВСКОГО НАДЗОРА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.. 10
3. ФОРМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ И НАДЗОРА.. 13
4. МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ БАНКОВСКОГО НАДЗОРА 21
5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 28
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ. 29
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Как за 20 лет Россия создала банковскую систему // Ведомости: сайт. Москва, 2019. – Режим доступа: URL: https://www.vedomosti.ru/finance/articles/2019 /10/29/814907-20-let-rossiya (дата обращения: 03.04.2021).
Dale R. The Regulation on International Banking. Cambridge, 1984. P. 55.
Schoenmaker D. Internationalisation of Banking Supervision and Deposit Insurance // Journal of International Banking Law. London, 1993. №3, p. 106.
Joanna Benjamin. Financial Law // Oxford University Press, №7, 2007. - Электронная версия печ. публикации, перевод. - Доступ возможен через свободную общедоступную мультиязычную универсальную интернет-энциклопедию. – Режим доступа: URL: https://en.wikipedia.org/wiki /Bank_regulation#cite_note-1 (дата обращения: 03.04.2021).
Братко, А.Г., Банковское право в России: учебник для бакалавриата и магистратуры / А.Г. Братко. – Москва, Юрайт, 2015. – 489 с.
Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.2002 N 86-ФЗ [Электронный ресурс] // Компьютерная справочная правовая система России. – Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37570/ (дата обращения: 04.04.2021).
Положение о Комитете банковского надзора Банка России [Электронный ресурс] // Банк России: официальный сайт. – Режим доступа: URL: https://cbr.ru/Queries/UniDbQuery/File/90134/2337 (дата обращения: 01.07.2021).
Кудишин, Е. С. Формы и виды контрольно-надзорной деятельности Центрального Банка России как мегарегулятора финансового рынка / Е. С. Кудишин. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 47 (337). — С. 312-314. – Режим доступа: URL: https://moluch.ru/archive/337/75438/ (дата обращения: 03.04.2022).
Инструкция Банка России «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций» от 2 апреля 2010 г. № 135-И [Электронный ресурс]
В других странах функции банковского надзора разделены между центральным банком страны и министерством финансов, например Канада или Япония. Это второй тип надзорных систем.Если рассматривать Японию, то там основная часть надзорной деятельности ложиться на министерство финансов, которое выдает лицензии на осуществление банковской деятельности, осуществляет мониторинг и инспекционные проверки банков, а также может вводить всякого рода корректирующие меры. Центральный Банк Японии, в свою очередь, также наделен полномочиями мониторинга финансового состояния и может осуществлять проверки, но воздействовать на кредитный институт может только косвенно, например отказать в предоставлении некоторых услуг.В Испании же наоборот - в отличии от Японии основную часть надзорной деятельности выполняет центральный банк. Банк также наделен законодательно полномочиями для проведения инспекционных проверок, регистрацию их в регистрах, а также уполномочен вводить штрафные санкций за незначительные правонарушения. Основная роль Министерства финансов – это разрешение на создание финансовых институтов, введение санкции за серьезные правонарушения, но при этом все свои действия министерство согласует с Банком Испании.Банковская надзорная система, относящаяся к третьему типу, распространена развитых странах, таких как США, Германия и т.д.Отличие от предыдущих двух в том, что в этих странах созданы специальные органы, которые интегрированы в систему надзора наряду с центральными банками стран.